Штраф за фото еды в Instagram

26 августа 2015 года, 10:03

Согласно немецкому законодательству, на приготовленные в ресторане блюда распространяется авторское право, и фотография ужина, выложенная в Instagram без особого разрешения повара, может повлечь за собой судебный иск и штраф. Журнал EUROMAG попытался разобраться, как это работает, учитывая страсть пользователей соцсети к фотографированию еды.

Штраф за фото еды в Instagram
Фото: Чем грозит фото блюда из немецкого ресторана пользователю соцсети

Ни для кого не секрет, что властителями Интернета являются кошки: фотографии и видео с пушистыми любимцами – основной контент в развлекательном сегменте Сети. Но в Instagram пальма первенства принадлежит не им.

Пользователи Instagram прежде всего известны своим обыкновением фотографировать еду, и обилие в ленте запечатлённых на камеру смартфона завтраков, обедов и ужинов уже стало привычным, не вызывая, как раньше, многочисленных шуток на тему «не сфотографируешь – не поешь».

Однако немецким любителям увековечить в Интернете свою трапезу стоит быть осторожнее: в определённых случаях это может грозить судебным иском и штрафом за нарушение авторских прав.

В 2013 году законодательные органы ФРГ признали произведениями искусства тщательно приготовленные и мастерски сервированные блюда. В первую очередь это, разумеется, касается дорогих ресторанов и известных шеф-поваров – на публикацию фотографии поданного вам блюда, согласно новому закону, требуется разрешение того, кто его создал.

В некоторых случаях, впрочем, закон распространяется не только на заведения и поваров, отмеченных звёздами рейтинга Мишлен: пользователям Instagram в Германии стоит быть осторожнее, наводя фотокамеру даже на самую обычную еду – защищённость произведений кулинарного искусства авторским правом определяется только волей администрации.

В том случае, если ресторан открыто просит посетителей не выкладывать фотографии заказанных ими блюд, он имеет полное право подать иск против владельца Instagram-профиля, без разрешения опубликовавшего фотографию своей еды. 

Кроме того, владельцы заведения по закону обладают правом на полное и беспрепятственное пользование своим торговым помещением, что даёт им возможность запросто выдворить гостя, делающего нежелательные фотографии, даже если конкретный случай не имеет отношения к нарушению авторских прав.

Насколько обычные рестораны, не подающие своим гостям произведения искусства, заинтересованы в исполнении новой правовой нормы – не вполне ясно. Но вряд ли каждый уличный ларёк или кафе, не подающее ничего сложнее шницеля с картошкой фри, будет выискивать в соцсетях тех, кто без разрешения сфотографировал купленную еду.

Совсем другое дело – повара с мировым именем, чьи блюда фотографируют только профессиональной камерой и при специальном освещении: их репутации может повредить фото их творения, сделанное не с того ракурса.

Как и многие другие, закон о защите авторских прав может быть использован далеко не только во благо: скандальная история, произошедшая летом этого года - тому подтверждение.

Немецкий пенсионер, проживающий в доме престарелых, завёл на Facebook страничку под названием «Юрген фотографирует свою еду», куда выкладывал фотографии каждого своего приёма пищи, сопровождая их саркастическими комментариями.

Еда, предлагаемая ему и его соседям, порой была достаточно неприглядна, а комментарии Юргена часто заставляли сомневаться и в её вкусовых качествах. Страница быстро набрала популярность, и на это обратила внимание администрация учреждения, где проживал предприимчивый пенсионер.

Возмущённые владельцы дома престарелых начали давить на Юргена, угрожая ему выселением и даже судебным разбирательством  – как раз-таки по статье о нарушении авторских прав; однако происшествие успело получить широкую огласку, и общественность надавила на администрацию, заставив отозвать иск.

Сообщество «Мы фотографируем нашу еду»,  где пациенты больниц и обитатели домов престарелых делятся фотографиями подаваемой им еды, сейчас насчитывает более 34 000 пользователей. Юрген стал для них своего рода лидером и примером активной позиции.

То, что подобные истории случаются, показывает нам, что закон об авторском праве в Германии считается вполне действующим, и многие готовы прибегнуть к его помощи, в том числе и преследуя собственные корыстные цели.

Так что будьте осторожны, пользуясь Instagram в немецких кафе, и прежде чем выложить в Интернет свой ужин – спросите разрешения у его создателей.

Степан Костецкий
Подписка на Euromag

Популярные материалы

Выиграй поездку в Германию 20 ноября 2017, 12:30

Выиграй поездку в Германию

Журнал EUROMAG и Национальный туристический офис Германии в России объявляют конкурс в рамках спецпроекта «Рождество в Германии». Главный приз — путешествие...

Выиграй путешествие в Рим 17 октября 2017, 13:00

Выиграй путешествие в Рим

Журнал EUROMAG, туристический поисковик Aviasales и роскошный Hotel de Russie в Риме предлагают принять участие в новом конкурсе и выиграть путешествие в столицу Италии на...

750 000 фунтов за аэрофобию 15 ноября 2017, 10:00

750 000 фунтов за аэрофобию

Аэрофобия может возникнуть у любого человека, но не каждый решится потребовать за нее компенсацию в 750 000 фунтов. Именно такую сумму требует от британской авиакомпании...

Неделя итальянской кухни в России 17 ноября 2017, 08:00

Неделя итальянской кухни в России

С 20 по 26 ноября при поддержке посольства Италии и агентства ИЧЕ в городах России пройдет Неделя итальянской кухни. Проект объединяет гастрономический фестиваль...