К Booking.com, обеспечивающей более 50% бронирований отелей в России, впервые предъявлены претензии из-за требования к отечественным гостиницам гарантировать для этой системы бронирования так называемую лучшую цену. >
С соответствующей жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обратилось турагентство "Онлайнтур", настаивающее, что требования Booking.com приводят к завышению стоимости размещения на всем российском гостиничном рынке, пишет Коммерсат.
Сами отельеры спорить с Booking.com пока не готовы, не видят оснований обвинять систему в монополизации рынка и ФАС, несмотря на ряд решений европейских антимонопольных органов в пользу гостиничных сетей.
Недовольство "Онлайнтура" вызывают договоры, которые система бронирования заключает с отельерами-контрагентами. Согласно данным турагентства, Booking.com включает в текст обязательный пункт о том, что стоимость средства размещения в системе бронирования должна быть самой низкой. Клиент не должен иметь возможности забронировать номер дешевле на сайте самого отеля или другого агентского сервиса. Данный запрет усиливает позиции монополиста и в долгосрочной перспективе приведет к полной монополизации им рынка систем бронирования, говорится в тексте жалобы.
При этом в своем втором заявлении "Онлайнтур" ставит под сомнение сообщение на сайте Booking.com, декларирующее "гарантию лучшей цены" и "бронирование без комиссии".
По мнению агентства, стоимость гостиниц у туроператоров часто оказывается ниже цены системы бронирования. Например, бронирование двухместного номера в Belconti Resort Hotel в Турции в период с 1 по 8 сентября на Booking.com обойдется в $1453, а на сайте туроператора "Интурист" — в $1385, указывает представитель "Онлайнтура" Игорь Блинов.
По словам вице-президента по развитию в России и СНГ Intercontinental hotel group (IHG) Арона Либинсона, его компания заключает договоры на одних условиях со всеми агентскими сетями.
Теоретической базой для жалобы "Онлайнтура" в ФАС стал европейский опыт. После длительных антимонопольных разбирательств в Италии, Швеции и Франции в декабре 2014 года Booking.com согласилась исключить из контрактов с гостиницами пункт о "лучшей цене". Сейчас аналогичное расследование ведется в Германии. Но для того чтобы компания попала под действие статьи о недобросовестной конкуренции, нужно доказать ее доминирующее положение, говорит начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. Даже если через систему проходит более 50% онлайн-бронирований отелей в стране, этого недостаточно — у нее должна быть возможность оказывать решающее влияние на оборачиваемость товара. "А если Booking.com перестанет сотрудничать с отелями, возможность бронировать номера не исчезнет",— поясняет господин Кудрявцев.
При этом, подчеркивает он, ФАС в любом случае изучит и конкретное явление, и европейский опыт.