Покоряя вершины Красной Поляны

С учетом вдвое выросшего курса евро горнолыжные курорты России, в частности Красная Поляна, стали пользоваться повышенным интересом со стороны русских путешественников. Наш автор и заядлый сноубордист Илья Филин протестировал трассы Красной Поляны и рассказывает, чего ждать от курорта и почему сюда стоит поехать кататься в феврале и марте.

Я решил отправиться в Красную Поляну в самое неудачное для этого время — в новогодние каникулы, и теперь готов отговорить каждого, кто захочет повторить мой опыт. Потому что в Красную Поляну надо ехать в феврале-марте, и как раз сейчас пора покупать билеты и бронировать гостиницу.

Пакуя чехол с горнолыжным оборудованием, я гадал, какое из пророчеств друзей и коллег мне придется ощутить на себе в ближайшие дни. Поговаривали, что все доблестные сотрудники милиции, лишенные в административном порядке возможности справить Новый год в Дубае, устроят на курорте пьяный шабаш со стрельбой и ездой на снегоходах.

Или Путин своим неожиданным визитом вероломно нарушит планы сограждан на беспечное катание. Планам, впрочем, и без первого лица не суждено будет реализоваться, так как гонимые галопирующим курсом евро сограждане заполонят каждый квадратный сантиметр снега. Кстати, о снеге: «Его тоже не жди», — говорили мне они.

Сочинский аэропорт встретил меня гомонящими таксистами, рекламой элитного жилья и дождем, который в горах должен был превратиться в снег. То есть пока все шло по плану.

У олимпийских колец, венчающих подъезд к терминалу, меня взял на борт забронированный трансфер из отеля в виде зеленого фургона и интеллигентного местного жителя Николая.

Путь от аэропорта до Красной Поляны — это примерно 40 минут на машине и 1,5-2 тысячи рублей с кем-то вроде Николая (таксист в аэропорту попросит около 3-х тысяч) или час с небольшим на автобусе 105 или 135 маршрута.

Два мифа, рухнувшие первыми: хваленая «Ласточка» абсолютно бесполезна для перемещения от аэропорта до долины, а собственно поселок Красная Поляна — не самое удобное место обитания, если вашей целью является именно катание.

Предпочтительнее село под названием Эсто-Садок. Как ни странно, это действительно про сад, конкретнее — яблоневый, и про эстонцев. С названиями тут, как и везде, все очень любопытно.

В 1864 году Кавказская война закончилась именно в Красной Поляне. Правда, тогда на этом месте был аул, а поляна называлась Кабадэ. Четыре группы русских войск сошлись здесь и отметили конец почти сорокалетнего противостояния шампанским и торжественным молебном.

В честь победы в долине было заложено небольшое селение с оригинальным названием Романовск. Освобожденные от крепостничества мужики из Тулы и Калуги быстро узнали про новый живописный край, но по каким-то причинам не смогли закрепиться на этих землях: то ли климат, то ли еще какая-то напасть помешали им.

То, что не удалось тулякам, удалось грекам. Перемахнув Главный Кавказский хребет осенью 1878-го, ставропольская колония греков-переселенцев увидела с перевала Псеашхо багрово-коричневые берега Мзымты — в это время года именно такой цвет приобретают листья черешен, скумпии и папоротника.

Греческим семьям ничего не оставалось, как предложить собственную версию названия поляны, которая и прижилась. Восемь лет спустя к топонимике региона приложили свою руку пресловутые безземельные эстонцы, разбившие неподалеку собственные сады. Пройдет еще с десяток лет, и здесь начнет строить дачи политическая и культурная элита России; за сим занятием ее можно обнаружить и сейчас.

Но дачи — это то, что скрыто от пытливых глаз в уединенных живописных уголках долины, коих здесь предостаточно. На всеобщее же обозрение выставлена, в первую очередь, действительно неплохая инфраструктура: отличные автомобильные дороги, новенькие, с иголочки, «Ласточки» и вокзалы, на которые они прибывают, французские и австрийские канатки фирм Poma и Doppelmayr, шикарные гостиницы, торговые центры, кинотеатр и даже аквапарк. Но меня здесь интересовали развлечения совсем иного плана. Подъем в 7 утра, завтрак и на склон.

Функционирующих зон катания в этом году здесь три: «Роза Хутор», «Горки Город» и  «Газпром».

«Роза Хутор» — самая обширная и разноплановая. Общая протяженность трасс — 77 км. Отличительная особенность — самый лучший вид с пика среди всех курортов долины и самые длинные очереди на подъемники.

В начале года ни почти двукратное увеличение цен на ски-пассы (2,5 тысячи в день, сейчас - 1850), ни ограничение их продажи не смогли разгрузить «Розу». Если вас угораздило спускаться в долину часа в 4, вы рискуете потратить час на очередь до гондолы «Олимпия». Поэтому пользуйтесь «Стрелой», про которую все забывают (как при первом подъеме, так и при спуске в долину).

Чтобы хорошо покататься по свободным трассам на «Розе», надо приезжать к первому подъемнику к 8.30 утра, забираться на пик и резать девственный снег в свое удовольствие в течение часа-двух. Еще час останется на катание с отметкой «удовлетворительно».

«Горки Город», она же «Горная Карусель». Стартуем ввысь из центра Эсто-Садка. Людей значительно меньше, ски-пасс стоит дешевле, и после первой гондолы ты действительно оказываешься в городе на высоте 1 тыс. метров над уровнем моря. Зрелище впечатляет. Трасс меньше и они лучше подготовлены, чем на той же «Розе», плюс есть ночное катание. В зоне выката на 960 м. находится отличный street-food Old Boys с грогом и бургерами. 

«Газпром», он же «Лаура». Самые вылизанные склоны и меньше всего народу. Сюда я поехал в последний день своего горнолыжного трипа. На календаре было 10-е января, и на склонах я зачастую оказывался в одиночестве. Здесь — вельветовый рай и единственное место, где ратраки работают во время катания. По ощущениям, именно «Газпром» ближе всего к европейскому горнолыжному опыту.

В итоге снега было много, даже очень много, а неадекватных отдыхающих милиционеров не было вовсе. По вечерам долину наполнял грохот противолавинной системы GAZEX, оповещавшей о том, что завтра будет очередной идеальный powder day; единственная досада — очереди на подъемники.

Переломный момент наступил после концерта Стаса Михайлова и Григория Лепса в «Розе Хутор» — масса любителей горнолыжного спорта и «Рюмки водки…» покинула курорт на следующий же день.

«Молоко» поднялось над пиками, превратившись в облака, очереди начали исчезать, а 9-го января был первый солнечный день катания — первый день, когда я понял, почему вернусь сюда снова.

Цены на курорте вполне московские или даже немного выше, рестораны большие и с кальянами, а дома в «Розе Хутор» и Эсто-Садке пугающе высокие. «Аццкий новодел», как метко выразилась моя знакомая. Совсем не похоже на уютные альпийские фахверки.

Но не стоит отчаиваться раньше времени. Если поискать, то можно обнаружить неплохие уютные заведения с приятной атмосферой и демократичными ценами. В «Розе» между пабом «O’Hara» и рестораном «Red Fox» на ярмарке можно купить превосходную чурчхелу, сушеную хурму, местный мед и чай, который делает эстонская семья, живущая неподалеку.

Краснополянское вино отвратительно, особенно полусладкое, и не спрашивайте, как я это узнал. А вот сухое красное из аборигенного сорта Качич пить можно.

Да, Красная Поляна — это Россия, и здесь встречается сервис отечественного образца. Но не было в моей райдерской практике людей радушнее и вежливее — ни во Французских, ни в Австрийских, ни в Итальянских Альпах, — чем водитель Николай и администратор гостиницы Ирина.

Красная Поляна — как раз тот случай, когда соотечественники на отдыхе — это плюс. Но самое главное здесь, конечно, — горы. Ни очереди, ни цены, ни переменчивая погода не смогут расстроить. Здесь хорошо даже в новогодние праздники, и чем ближе они были к концу, тем в долине становилось лучше: снега на склонах прибавлялось, солнце светило ярче и склоны приятно пустели.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
1
Комментарии (1)
  1. Смирнов Владимир 30 января 2015, 14:03

    Буржуи бесятся,им кризис не почём!

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?