Лиссабон полной грудью

Стоит лишь выйти из самолета на перрон лиссабонского аэропорта Портела, сразу чувствуешь, насколько легче дышится: влажный океанический воздух сохраняет свою холодную чистоту даже несмотря на то, что аэропорт далеко не самое экологически чистое место в Португалии.

Однако чем ближе подъезжаешь к центру столицы, тем отчетливее становится запах большого города. Как и любая европейская столица, Лиссабон переполнен транспортом, и выхлопные газы полностью лишают воздух свежести и чистоты.

Вот по правую руку огромный стадион «Жозе Алваладе», домашняя арена «Спортинга». Рядом с ним – автовокзал Кампо-Гранде, заполненный междугородными автобусами и такси. Атмосфера, конечно, получше, чем на МКАД в будний день, но все равно кислород тут долго не держится, сгорает в двигателях машин и легких пассажиров.

Въезжаем на площадь Маркеш Помбал. На многометровой колонне – знаменитый маркиз, чьим именем названа эта красивая и любимая иностранцами площадь. Бронзовый Помбал стоит положив левую руку на гриву царственного льва. За его спиной – громадный парк с развевающимся государственным флагом Португалии.

Маркиз смотрит вперед, на заполненную автомобилями главную улицу Лиссабона – авениду Либердад и дальше, на площадь Ресторадореш и бьющие в бетон серые волны Тежу. Наглядный пример движения от бескрайней зелени к пробочной урбанистике.

Чтобы сейчас, в 2011 году, бороться с загрязнением атмосферы португальской столицы, член муниципального собрания Фернанду Нунеш Силва предложил ограничить въезд в центр столицы автомобилей, произведенных ранее 1993 года и не оборудованных катализаторами. Такие устаревшие модели сильно – а главное, необоснованно – загрязняют атмосферу.

Депутаты муниципального собрания поддержали инициативу своего коллеги, и с 4 июля 2011 года центр Лиссабона (от бульвара Avenida de Liberdade до Baixa Pombalina) закрыт для старых авто. Уже несколько десятков водителей, нарушивших этот запрет, были оштрафованы и выдворены из центра Лиссабона.

С начала 2012 года запрет на движение старых автомобилей без катализаторов распространится на весь Лиссабон. Открытыми для коптящих небо старых авто останутся только транзитные трассы: шоссе Norte-Sul и Segunda Circular, а также участки проспектов Infante D. Henrique, Chelas, Índia и Brasília.

В этой связи очень интересно, как будут себя чувствовать лиссабонские таксисты. У них самая распространенная машина – лично пригнанный из Германии мерседес, который покупают потому, что сносу такой машине нет, служит и служит год за годом. Внешне мерседесы-такси выглядят очень крепкими и чистыми, но не слишком молодыми. Сколько лет им еще скакать по лиссабонским горкам – известно только таксистскому богу и португальской ГАИ.

Еще одним фактором, который поможет уменьшить нагрузку на окружающую среду, стал экономический кризис. Из-за сокращения доходов португальцы стали покупать меньше автомобилей: за первые восемь месяцев 2011 года количество проданных авто уменьшилось на 22,5% по сравнению с прошлым годом. Во всем Евросоюзе положение хуже только в Греции (38%).

Что характерно, несмотря на уменьшение покупок машин, в Португалии резко выросло производство автомобилей. По сведениям Автомобильной ассоциации Португалии (ACAP), объединяющей более 2 тыс. компаний отрасли, в июле 2011 года производство автомобилей в стране выросло на 40% по сравнению с прошлым годом: за месяц сошло с конвейеров более 18 тыс. машин. При этом с начала года автопром Португалии вырос на 34%, и самый большой рост показали легковые автомобили.

Подавляющее большинство португальских авто (98,4%) отправились на экспорт, а сами поставки машин за рубеж выросли за последний год на 35%.

Таким образом, Лиссабон с каждым днем становится все более чистым городом, стремясь сохранить чистоту и красоту, а не превращаться в огромный очаг для автомобильных пробок, как это случилось со многими мировыми мегаполисами. Столица с чистым воздухом – это правильно.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?