1 сентября поступило сообщение о намерении «Аэрофлота» купить 75%+1 акций компании «Трансаэро» - своего прямого конкурента.
«В интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп поддержана консолидация ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» в группу «Аэрофлот», - сообщается в официальном заявлении авиакомпании «Трансаэро».
«Акционеры «Трансаэро» рассчитывают, что данная мера будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров авиапредприятия.
Ожидается, что переход компании будет осуществлен в течение года, а сумма сделки может составить 1 рубль.
Андрей Бородин, основатель сервиса по бронированию туров OnlineTur.ru
«Аэрофлот» в первую очередь займется оптимизацией и повышением рентабельности не только «Трансаэро», но и собственной. Получив контроль над главным конкурентом и лидером в сегменте чартерной перевозки, «Аэрофлот» сможет постепенно избавиться от демпинга, и совсем дешевые авиабилеты станут реже появляться.
Мы считаем, что «Аэрофлоту» выгоднее сохранить известный не только в России бренд «Трансаэро», репозиционировав его относительно собственного и дочки -дискаунтера «Победа».
Не исключено, что со временем под бренд «Трансаэро» перейдут «Оренбургские Авиалинии» из-за испорченной репутации после скандала с туроператором «Лабиринт». Поэтому пассажирам, купившим авиабилеты «Трансаэро», на наш взгляд, нет оснований беспокоиться».
Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix
«Сокращение конкуренции всегда ведет к ухудшению условий для конечного потребителя. Это особенно актуально для рынка пассажирских авиаперевозок, так как связь между доступностью направления и количеством обслуживающих его авиакомпаний всегда очевидна.
С другой стороны, возможное банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия на туристическом рынке, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года.
Поэтому, видимо, ситуация разрешилась лучшим образом. «Аэрофлот» обладает достаточным опытом, ресурсами и административным ресурсом для того, чтобы интегрировать в себя инфраструктуру «Трансаэро».
Филипп Бринкманн, генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta
«В тех кризисных условиях, в которых сейчас оказалась авиаотрасль, главная задача «Аэрофлота» обеспечить перевозку пассажиров «Трансаэро», с чем авиакомпания справится без проблем, поэтому пассажирам беспокоиться не о чем.
Если говорить об изменениях стоимости авиабилетов, то демпингу цен, который «Трансаэро» устраивало в последнее время, точно придет конец. Перевозчик еще этим летом предлагал неадекватные для рынка цены, как например, Москва-Нью-Йорк за 15 900 рублей.
Российский рынок авиаперевозок существует в условиях рыночной экономики, и цены формируются на основании покупательской способности населения и желания авиакомпаний не летать с пустыми самолетами, поэтому будущие тарифы зависят от этих факторов.
Сейчас главный приоритет у авиакомпаний – удержаться на плаву во времена кризиса, «Трансаэро» с этим не справилась, и аналогичная участь может постигнуть и других игроков. При этом, для других авиакомпаний все может закончиться не так плавно, как это произошло с «Трансаэро».
Ирина Рябовол, представитель туристического метапоиска momondo в России
«Покупка «Аэрофлотом» столь существенной доли акций «Трансаэро» приведет к еще большей монополизации в туристическом секторе. Это негативно отразится на сегменте авиаперевозок, поскольку данные компании были крупнейшими перевозчиками, и именно они, как две гири на весах, формировали рынок и ценовую политику.
При отсутствии реальных конкурентов компания может начать действовать по принципу «сам себе хозяин». Однако в ближайшее время сильного и быстрого взлета цен, скорее всего, не последует, но и их понижения теперь ждать не стоит. Плюс может сократиться количество рейсов, и тогда выбор на рынке практически исчезнет.
На ряде маршрутов, в частности, на многих прямых рейсах, «Аэрофлот» уже буквально является монополистом. Пример – перелёт из Москвы в Нью-Йорк: «Дельта» ушла с рынка, «Трансаэро» тоже. При этом стоимость авиабилетов у зарубежных перевозчиков, которые летают с пересадкой в Европе, очень высока, так как напрямую связана с курсом валют.
А для наших туристов цена авиабилета имеет приоритетное значение. Так, по данным опроса momondo, который специалисты провели среди более чем 1000 жителей России, при выборе рейса той или иной авиакомпании для 54% респондентов самым значимым является стоимость, а такие причины, как отсутствие пересадок (46%), удобные дата и время (28%) и знание перевозчика (17%), уже идут следом.
Стоит отметить, что те, кто уже купил билеты, могут быть спокойны. Поскольку компания не становится банкротом, а просто продает часть акций, то всех пассажиров перевезут».
Янис Дзенис, PR-директор поискового сервиса Aviasales
«Уменьшение количества игроков на рынке - это всегда негативный фактор. Скажем, когда «Авианова» и Sky Express уходили с тех или иных региональных маршрутов, цены неизменно поднимались (в некоторых случаях до 50%). Чего-то подобного вполне можно ожидать и сейчас, если полетная программа Трансаэро будет сокращаться.
Если совет директоров Аэрофлота все-таки примет решение о покупке, пассажиры могут не беспокоится, их точно увезут. В противном случае нужно было бы возвращать деньги за неиспользованные билеты или перевозить силами сторонних авиакомпаний. В любом случае, пассажирам не стоит волноваться. Воздушный кодекс на стороне потребителя в данном случае.
Что касается чартеров, то они зависят не только от «Трансаэро», но и в целом от самочувствия индустрии организованных путешествий. В целом, не стоит ждать увеличения частоты чартерных рейсов в ближайшее время».
Вау