Полезный кризис

Михаил Горбачев – старый человек, умный человек, с репутацией, которая не пошатнется, даже если на нее сбросить ядерную бомбу. Потому что за всю историю России ХХ века это единственный достойный глава страны (начиная отсчет с Николая Второго). Это понимают все в мире – кроме тех граждан РФ, которым в их безумии прошлое с унизительной зарплатой, репрессиями, грязью, информационной блокадой и кровавой цензурой теперь внезапно кажется счастливым.

Все эти качества (возраст, опыт, репутация) позволяют Горбачеву сейчас, когда ему уже нечего и некому доказывать, говорить то, что он думает на самом деле. И что все те, кто не желает примкнуть ни к воинствующей как бы либеральной общественности, ни к ура-патриотам, не решаются произнести вслух.

Он выразился в таком духе, что присоединение Крыма – это совсем не такая простая история, как нам всем хотелось бы. И что между «крымнаш» и «простите братья украинцы, нам стыдно за Россию» есть еще и здравая, объективная, хоть и сложная точка зрения.

Арина Холина
Арина Холина

Писательница, автор журналов Сноб, Лента.ру, ELLE, Euromag. Ведет собственный проект sexandstyle.ru для женщин, которые считают себя яркими и сексуальными.

Кроме того, Михаил Горбачев считает, что «запад» уже смирился с тем, что Крым вернулся к России, и высказал мнение, что компромисс  <между Россией и миром> «вполне возможен».

Что, откровенно говоря, и ожидалось. Потому что санкции, конечно, неудобны никому. Это экономическая катастрофа – и для Европы, и для России, и для США. Меньше для США – у них обособленная экономика.

Мартин Хоффман, германский эксперт по России написал 18 ноября в газету Tagesspiegel вот такой текст: «Остановите санкции! Россию должны уважать как партнера Запада и ее должны принять обратно. Граждане России должны чувствовать, что им рады в Европе».

В комментариях не все согласны с жаркими призывами Хоффмана, но суть в том, что от санкций Европа страдает не меньше, чем Россия. На всех уровнях придумываются какие-то обходные пути – иначе многим людям грозит разорение.

И даже несмотря на то, что аннексия Крыма выглядела не цивилизованно, давайте будем честны друг с другом – это всё довольно искусственный конфликт. Крым особенно не нужен ни России, ни Украине. Для Украины это неподъемная статья бюджета, для России – затратный стартап.

Понятно, что процедура отделения Крыма от Украины – авантюра, и, конечно, мировая общественность должна была выразить недовольство такими лихими делишками. Но при этом вся история между Крымом, Россией и Украиной слишком неоднозначна, чтобы беспрекословно подчинять ее даже международным правовым нормам.

Что бы там не говорили, референдум в Крыму не был поддельным. Да, не все были согласны, и да, крымские татары теперь чувствуют себя ущемленными и униженными, но референдум хоть и был поспешным, и с натяжками, но точно, что многие, если не большинство, хотели в Россию. Мы все это знаем – даже если не готовы признать вслух.

И Европа не особенно хотела начинать с Россией «холодную войну». В Европе и той же Германии все спустили бы на тормозах. Не будем анализировать, хорошо это или плохо – это политика.

Но в США решили, что они играют по другим правилам. В общем и целом у Северной Америки хоть и довольно агрессивная, но все-таки очень сильная международная политика – обычно они понимают, что делают (и делают то, на что многие не решаются). Но в этом случае трагедия больше напоминает фарс. И чем дальше – тем больше.

Отношения между США и Россией все больше походят на сериал «Сплетница», где все герои только и вредят друг другу – потому что, с одной стороны, не могут причинить ощутимого ущерба, а с другой – не могут остановиться.

Но по законам жанра в таких конфликтах в определенное (и вполне предсказуемое) время наступает усталость от бесплодных усилий во имя тщеславия.

Все образуется. Только не понятно – на какие круги всё вернется.

С Европой более-менее ясно. Бизнес в России – это большая прибыль. Сейчас ее нет – и ущерб получается ощутимый.

Но для России этот кризис – не просто ущерб. Он показал, насколько в общем смысле беспомощна русская экономика. Насколько она зависит от экспорта, и как сильно не состоятелен наш внутренний рынок.

То, что происходит внутри страны – это безумие. Магазины закрываются – аренда невозможная. Частных производителей никто не поддерживает. В супермаркетах вместо испанского хамона и итальянского сыра теперь какая-то дрянь – и не потому, что никто здесь не делает ничего хорошего, а потому, что все устроено так, что прекрасное мясо или молоко просто не могут появиться в магазине.

И, увы, это зависит не только от алчных и бестолковых чиновников, но и от менталитета тех, кто занимается торговлей. Они не хотят делать усилия – ведь им важна прибыль, а не качество. Проще договориться с одним поставщиком, у которого 70 наименований всякой дряни, чем с 30 поставщиками, у которых хорошо, но мало и в разных местах. И так далее.

И это все трудности, которые, разумеется, зависят от кризиса – но не он их спровоцировал, он их только показал.

Волноваться нужно не о санкциях или отношении канадского премьера к Владимиру Путину. А о том, что Россия ничего не производит, что у нас нет не то чтобы нормального экспортного продукта, а даже внутреннего.

США могут гнуть какую угодно линию именно потому, что у них прекрасный внутренний рынок. Европейские товары – это лишь блажь, они могут без них обойтись. У них есть всё – брюки, стейки, музыка, кино. Если завтра Европу смоет волной – они и не заметят.

А вот мы в такой ситуации окажемся в полной... черной дыре.

Но иногда, знаете, очень полезно (даже против воли) увидеть, как обстоят дела на самом деле. В общем смысле этот кризис – благотворная для России история. Ведь пока ты не признаешь свои проблемы (или проблемы не признают тебя) – никакой новой жизни не будет.

Так что в словах Михаила Горбачева не так уж много оптимизма, как можно подумать. Нам нужен этот кризис. И чем дольше он длится – тем больше у России шансов наладить жизнь внутри страны. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
22
Комментарии (22)
  1. Казак Алексей 29 ноября 2014, 00:48

    Женщина витает где то в облаках. Может Горбачёв и сделал для всего мира что-то хорошее,например развал великой державы, обнищание собственного народа. Для запада всё это очень даже Гуд, даже нобелевскую премию выделили. Но мадам извините, может я в чём-то не прав? Разве правитель должен беспокоится о чужих интересах разваливая собственное государство и кошмарить собственный народ? Я думаю нет, это был слабый, трусливый политик опустивший страну. И ни какие мировые заслуги ни скроют его действий внутри страны. И на всю жизнь он останется в народе, а это все мы с вами, с прозвищем " МЕЧЕНЫЙ" И не надо мадам переворачивать всё с ног на голову,не будьте дурой. Если хотите, спросите мнения у обычных, нормальных людей, я думаю многие придерживаются того-же мнения, что и я. Не надо выдавать мнение нескольких продажных политиков за мнение всего народа, стыдно мадам, стыдно!

  2. Skabkin Maxim 29 ноября 2014, 00:19

    Браво! Нечасто можно услышать нормальное понимание роли Горбачева в нашей истории. А то скулят всякие доброхоты, что он что-то прошляпил, упустил и т.д. Горбачев проявил очень сильную волю к огромным переменам, на что до него решались только Петр Первый и Александр II. Ну и Ленин, разумеется. А уж если брать человеческие качества, то тут конкурентов у Горбачева нет не только в России, но и пожалуй нигде в нынешнем мире. А всяким тупым упырям, гавкающим на Горбачева, я бы напомнил только одну вешь. В СССРии не было даже туалетной бумаги! И нередкость, когда жопу пальцем вытирали, а потом об стену чистили. И если какая-то харя считает. что это COOL, то такой харе нужно самой о стену долго тереться пока дерьмо не слезет.

    1. Шпак Ольга 29 января 2015, 02:36

      Видимо только у твоих знакомых в СССР не было туалетной бумаги, у остальных нормальных людей была. И продукты у людей всегда были хорошего качества, а теперь они все как будто из той бумаги сделаны. Перемены произошли только благодаря всемирному прогрессу, но никак не Горбачеву. Напомню, что раньше в Европе "цивилизованные люди" даже не имели канализации, в углах своих замков срали, и ничего, живут как-то теперь всему научились

    2. Казак Алексей 29 ноября 2014, 01:04

      Я смотрю ты и есть самый натуральный баран, до сих пор не умеющий подтираться. Ты пидорас своих родителей спроси,как им жилось при горбатом? Они тебе и про талоны на питание расскажут, и про вырубленные виноградники, и про сух-пайки из-за бугра, и про накопленные сбережения свои, обвалившиеся за пару дней до стоимости буханки хлеба. И не надо обычный народ оскорблять и слюной брызгать, а то захлебнёшься максимилиан, не откачают.

  3. Matyunin IGOR 28 ноября 2014, 23:52

    Горбачёв столько дров наломал, столько отдал всего народного-советского за рукопожатия. За возможности приема его в лучших домах. Воссоединение Германии великое дело, а советские войска, быдляче, в чистое поле выкинутые из гарнизонов? Да таких примеров на жизненном пути "минерального секретаря" сколько хочешь!

  4. Юрин Сергей 28 ноября 2014, 23:20

    Как может житель России считать Горбачева хорошим правителем? Он профукал плоды победы в 1945 году, когда вывел войска из Европы за просто так, не получив ничего взамен, кроме пальца у виска. Объединил Германии, распустил ОВД, не получив никаких гарантий от НАТО (о роспуске данной организации уже и не говорится), поспособствовал развалу Союза). Вообщем сделал в стране бардак, а потом с горестной миной покинул пост. Лучше бы он комбайнерил у себя.

    1. Veter Alexander 29 ноября 2014, 00:22

      Ну, зачем же так конкретизировать!
      Давайте обобщать: политический импотент!

  5. sabrhamovich2 28 ноября 2014, 23:17

    Как говорил Жванецкий, те, кто ни разу не ел кокосовые орехи, лучше всех знают их вкус. Когда журналажка Арина пытается что-то сказать о том, в чем она, судя по ее работе в Медведе, думает, что разбирается, это могло бы быть смешно, если бы не было так грустно. Хуже всего то, что этой журналажнице кто-то ведь и поверит, поверит в унизительные зарплаты, кровавую цензуру и прочую хрень, о чем с таким упоением любят трындеть те, кто этого времени не застал.

  6. Васильев Олег 28 ноября 2014, 23:14

    Бред, да и только! Горбачев - самый известный агент влияния, факт этот даже не оспаривается. Столько, сколько сделал он для развала великой страны, не сделал никто. Конечно, поэтому он почитаем на Западе, не удивительно. Насчет товаров, продуктов и всего остального - можно подумать, что до Крыма было в разы лучше! Фикция чистой воды? Интересно, где получает зарплату дамочка - журналист, не в госдепе ли? Тогда вопросов нет!

    1. Смирнов Иван 29 ноября 2014, 00:42

      Так выйдите на улицу и каждому водителю за рулём иномарки пальцем погрозите: «Ух, проклятый, влиянию поддался». И выбросите все вещи, произведённые за рубежом либо у нас, но по зарубежным технологиям и/или на зарубежном оборудовании, и/или из зарубежных материалов. Горбачёв у них виноват. Чему Ваше поколение, 50–60-летних, может научить нас, молодёжь? Вы же ни в чём толком не разбираетесь: ни в физике, ни в химии, ни в математике, ни в биологии, ни в экономике, ни в социологии, ни в психологии. Совесткий Союз задолго до Горбачёва безнадёжно отстал в производстве большинства видов продукции, определяющих самодостаточность страны. А основной рабочей интеллектуальной и физической силой были вы и предшествующее вам поколение. Так что заканчивайте хаить Горбачёва, лишь подтверждая собственное бессилие.

      1. Казак Алексей 29 ноября 2014, 02:32

        Да ты Иванушка и вправду дурачок, историю почитай двоечник. Наверное в советское время, с твоей точки зрения, все великие и масштабные проекты делались как в сказке сами. Не спорю,во многом мы отстали от всего мира, но списывать со счетов действительно великие деяния не надо. То бишь космос, электрификация, медицина, военная промышленность,сельское хозяйство и т.д. Для особо одарённых по проще, а именно: ракетоносители, байканур,освоение космоса, оружие,автомат калашникова,миг 29, бам, днепрогрес,атомные станции, электрофикация страны, медицинские препараты, сложнейшие операции на сердце, кормили все республики хлебом и поддержка развивающихся стран и т.д. И представь себе малыш, это всё делалось в так ненавистное тобой советское время ничего не умеющими 50-60 летними,как ты высказался, людьми. Да чуть не забыл, медицина была бесплатной и пенсии у стариков были порядком 35-45 процентов от заработной платы. А теперь вопрос к ТЕБЕ И ТВОИМ СВЕРСТНИКАМ, ЧТО КОНКРЕТНОГО И ГЛОБАЛЬНОГО СДЕЛАЛИ ВЫ ЗА ДОВОЛЬНО БОЛЬШОЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ, А ИМЕННО 20-30 ЛЕТ? Вы ведь такие умные, начитанные, с купленными аттестатами. Я отвечу за вас , НИ-ЧЕ-ГО!!! Всё, чем вы пользуетесь и по сей день, было сделано до вас. И если ты Ваня не знаешь истории своего народа и не уважаешь труд своих дедов и прадедов, то грош тебе цена и будущего у тебя уже не будет. P.S. Лох ты Ваня, лох!!!

        1. Смирнов Иван 29 ноября 2014, 04:07

          Исправлено. Продолжение предпредыдущего комментария.
          Многие представители этого бестолкового поколения занимают сегодня наиболее важные государственные посты, возглавляют крупнейшие компании, так что живём мы под их управлением и по их законам, в соответствии с их представлениями. И наше поколение практически всеми своими достижениями, пусть и достаточно скромными, обязано падению железного занавеса и вовлечению в глобальные взаимоотношения, потому что поколению наших бестолковых родителей нечему нас учить. Историю своей страны я знаю достаточно, как и родной язык. Вам же его не мешало бы подучить, а то "байканур", "электрофикация", "днепрогрес" слишком бросаются в глаза. Грамотный человек сделает для своей страны гораздо больше, чем глупец.

        2. Смирнов Иван 29 ноября 2014, 04:02

          Многие представители этого бестолкового поколения занимают сегодня наиболее важные государственные посты, возглавляют крупнейшие компании, так что живём мы под их управлением и по их законам, в соответствии с их представлениями. И наше поколение практически всеми своими достижениями, пусть и достаточно скромными, обязано падению железного занавеса и вовлечению в глобальные взаимоотношения, потому что поколению наших бестолковых родителей нечему нас учить. Историю своей страны я знаю достаточно, как и родной язык. Вам же его не мешало бы подучить, а то "байканур", "электрофикация", "днепрогрес" слишком бросаются в глаза. Нрамотный человек сделает для совей тсраны гораздо больше, чем глупец.

        3. Смирнов Иван 29 ноября 2014, 04:02

          А Вы, Алексей, дедов и прадедов не трогайте. В 41–45-х годах выстояли в войне с более чем 10 миллионами немецких солдат, потеряв 27 миллионов, да ещё страну смогли восстановить. Сегодня большинства этих людей уже нет в живых, а оставшимся далеко за 80 (Королёву С. П. в этом году вообще исполнилось бы 107 лет, а Калашникову М. Т. — 95). Так что не надо путать поколения. Сегодняшние 50–60-летние — это те, кто родился в 50–60-е годы. Поколение, чей период максимальной трудовой активности пришёлся на годы правления Горбачёва. Поколение, своими обвинениями во всех своих бедах одного человека лишь подтверждающее свою трусость, слабость и бестолковость, позорящее и предающее память предков (ещё раз обращаю внимание — победивших в войне с более чем 10 миллионами немецких солдат, а не с одним каким-то Горбачёвым).

  7. Вайда Вячислав 28 ноября 2014, 22:53

    Кухарка не только не может управлять государством, а даже рассуждать о делах государственных ей не подвластно.

  8. Полонская Вета 28 ноября 2014, 22:27

    Дорогая Арина слишком молода и много ли ей было во времена горбачёва? А мы им нахлебались по самые уши. Слабая личность, но любитель пустить пыль в глаза. Вот жена его была с сильным характером. Как вы считаете - почему народ её не любил?

  9. Радионова Арина 28 ноября 2014, 22:19

    Горбачев такой же подкаблучник, не сумевший управлять нормально страной и по вине которого великая страна развалилась, действительно, такой же плохой политик, как и Николай Второй, который также прочно был под каблуком жены. Видимо мужчина-подкаблучник не может быть главой такой большой страны как Россия.
    А мнение запада по поводу наших слабых политиков вообще смешно. Как говорил тов. Сталин: если на Западе меня начинают хвалить, значит, я делаю что-то не то...
    Тупая статейка. Ощущение такое, что ее писал человек небольшого ума.

  10. Скорик Олег 28 ноября 2014, 19:43

    Плебейско-раболепская статейка...Живу на Южном Урале,в Челябинске:90% товаров в магазинах и на рынках-МЕСТНОГО производства (а на Урале всегда умели и "мясо вырастить,и хлебушек взрастить")...Восхваление Горбатого переходит все границы:за развал великой страны и ..здобольство вместо действий во время правления своего должен быть приговорён к смертной казни.Но он получает американские медальки и премии,читает лекции (видимо,о своём внушительном вкладе в развал СССР)..!Сказочки" о том,"как всё в России плохо" уже надоели:автор,проедь по стране,да не в купе СВ или на самолёте,а на машине да посмотри на Землю Русскую да с людьми поговори,да вкуси НОРМАЛЬНОГО мяса (а не только хамон-ну зациклились на хамоне да сырах с плесенью).А уж после пиши статейки,которые больше на пасквили похожи (при всём моём уважении к непростой работе журналиста).

    1. Смирнов Иван 29 ноября 2014, 00:23

      Так почему же Горбачёв ещё жив? Потому что у его противников, в числе которых находитесь и Вы, кишка тонка и руки коротки. Только и можете, что лицемерно заниматься подстрекательством. Кому Вы сказки рассказываете про развал Союза? Один человек оказался способным разрушить то, что держалось на плечах 250 миллионов? Либо Горбачёв сверхчеловек, либо советский народ был колоссом на глиняных ногах. Любому здравомыслящему человеку понятно, что верно второе. И сегодняшняя наша жизнь — это наследие не Горбачёва, а наследие советского народа.

    2. Хамаев Сабит 28 ноября 2014, 23:11

      Необъективные суждения стареющего обывтеля. Сейчас, в век глобализации, даже у тех США со сверхмощной экономикой, на внутреннем рынке нет 90% товаров собственного про
      изводства. А тут какая-то бедная, дотационная Челябинская область...
      Да,как бы там не было и М.Горбачев, и Б.Ельцин - они уже записаны в
      анналы мировой истории и в общем положительном ракурсе.
      А вот как и что запишут о современных руководителях стра-
      ны - в единственных учебниках истории - ещё увидим (в очеред-
      ных исправленных, вновь отредактированных изданиях).
      С чем совершенно не согласен с "оптимизмом" автора, так
      с тем, что чем дольше длится кризис, тем быстрей развалится
      Россия!

      1. Шпак Ольга 29 января 2015, 02:26

        Зря так про Челябинскую область, бедной и дотационной она никогда не была. Всегда Урал кормил полстраны бездельников, которых после "правления" этого мерзкого раба Америки развелось еще больше. Согласна только с тем, что Горбачев и Ельцин действительно, как вы выразились, "аналлы мировой истории"... другого слова и не подберешь. Вот после них развелось много в нашей стране бездельников, которые грубят пожилым людям и называют их глупыми и необразованными. Всем, что у нас есть, мы обязаны старшим поколениям.
        Вообще смешно читать статью о том, как плохо жить России, которую написала дамочка, живущая за границей. Да еще и сто процентов проплаченную оттуда же.
        А развалил страну Горбачев конечно не один, там помощников-предателей много было. Судя по некоторым комментариям здесь таких мерзких людишек и сейчас много.
        А что хорошего то в результате его "президентства"? То, что из-за подаренного Крыма, который мы хотели вернуть обратно, на нас наложили санкции и страна скоро совсем будет в экономической яме. То, что теперь мы не единый союз, а большая страна, окруженная обиженными и воинственными странами-недомерками типа Усраины. То, что на территориях, которые этот Горбач раздал, теперь гибнут русские детки. Конечно, это же не ваши дети, зачем их жалеть, мы лучше будем дальше страдать по хамону. Хорошо, что у большинства таких вот умных из Пятой колонны нет детей, есть Бог на свете, таким лучше вообще не размножаться

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?