13 причин немецкого успеха

Экономика Германии в последние годы всеми воспринимается как спасательный круг для плавающей в финансовом кризисе Европы. Тем не менее не кризис вывел Германию в лидеры. Основы для нынешнего успеха были заложены несколько десятилетий назад. Журналисты издания Frankfurter Allgemeine Zeitung проанализировали историю, состояние и потенциал экономики Германии и выделили 13 причин нынешнего успеха.

Никакая другая стана мира не подарила миру столько лидеров мирового рынка, сколько Германия. За последние 25 лет Германия десять раз становились мировым рекордсменом в области экспорта. Последний рекорд был достигнут в 2011 году. Интерес к особенностям так называемой «немецкой модели». 

Эксперты сходятся в том, что, во-первых, причин такого успеха много и они довольно разные. Во-вторых, Германия никогда не ставила на крупные предприятия. В США – в четыре, а в Японии – в два раза больше предприятий из списка Fortune Global 500, чем в Германии, даже во Франции их больше.

Основная причина затяжного успеха немецкого экспорта в силе среднего класса или, точнее сказать, элиты среднего класса – для них даже есть особый термин – Hidden Champions («скрытые чемпионы»). Почти 50% таких «скрытых чемпионов» в мире – это люди, родившиеся и выросшие в Германии.

«Скрытыми чемпионами» является целая четверть немецких экспортных предприятий. Согласно исследованиям экономистов, в Германии 16 Hidden Champions на миллион жителей, во Франции – 1,1, в США – 1,2, в Японии – 1,7. Лишь Австрия и Швейцария с коэффициентом 14 показывают похожие показатели. 

Журналисты издания Frankfurter Allgemeine Zeitung попытались ответить на вопрос, как Германия смогла достичь такого показателя. Они проанализировали исторические особенности развития немецкой экономики и выделили 13 причин нынешнего успеха.

1. Историческая раздробленность государства

В отличие от, например, Франции, Германия до конца XIX века была не единым государством, а совокупностью мелких государств. Каждое предприятие, которое хотело расширения, должно было выйти на международный уровень. Тяга к интернационализму у немецких предпринимателей в крови и осталась там до сих пор. Они начинают экспортировать гораздо раньше и с гораздо меньших размеров предприятия, чем их иностранные коллеги. Это та питательная среда, где растут Hidden Champions и профессиональные успехи.

2. Традиционные компетенции

Во многих немецких регионах долгие столетия развивались тенденции, отголосок которых можно видеть в настоящем. Так, в Шварцвальде издавна производились часы, что требовало высокоточных механических компетенций. В конце концов, именно производство часов считалось «the key machine of the modern industrial age» (Льюис Мамфорд). На сегодняшний день в районе Тутлинген на краю Шварцвальда существует более 400 предприятий, которые возникли на основе этой традиции, некоторые даже являются прямыми потомками часовых мастерских.

Есть и другие примеры. В городе Гёттинген 39 производителей измерительной техники, многие из которых являются ведущими на рынке. Объяснение в том, что математический факультет Гёттингена был ведущим на протяжении столетий. Некоторые из этих фирм ведут свою историю от принципов, которые открыл Карл Фридрих Гаус. Бывший председатель Siemens Эдвард Крубасик говорит по этому поводу: «Германия использует технологическую основу, которая создана еще в Средневековье и помогает достичь успехов в XX веке».

3. Выдающаяся сила инноваций

Для примера, Германия получила на одного человека в два раза больше патентов, чем Франция, в четыре – чем Италия, в пять – чем Великобритания и в 18 больше, чем Испания, не говоря уже о Португалии (в 56 раз) и Греции (в 110 раз). Только Швейцария и Швеция обгоняют немцев по количеству патентов на душу населения. Масштаб инновационной деятельности в Германии является выдающимся в европейском контексте и может быть рассмотрен также и в мировом масштабе.

4. Сильная производительная база

В отличие от, например, Великобритании и Соединенных Штатов, Германия сохранила свою производительную базу. Еще до недавнего времени она считалось отсталым, но сегодня ею восхищаются все. Германия, может быть, и выглядит старомодно в этом смысле, но благодаря этому успешна в своем экспорте.

5. Сокращение прямых издержек по оплате труда

Немецкие экспортирующие предприятия получают прибыль последние годы за счет выгодного сдерживания прямых издержек. С 2002 по 2010 год (за исключением кризисных 2008 и 2009 лет) они выросли ненамного или даже упали. В то время как в общем европейском пространства выросли на 22%, а во Франции на все 26%. Рост издержек в Германии достиг лишь 6%.

6. Острая конкуренция

Майкл Портер указал на корреляцию между острой внутренней конкуренцией и длительной международной конкурентоспособностью. Треть всех Hidden Champions имеют опыт сильной конкуренции в условиях Германии или в непосредственной географической близости. Жесткая внутренняя конкуренция способствовала экспортной и конкурентной силе немецких предприятий.

7. Made in Germany (Сделано в Германии) 

Задуманный в 1887 году англичанами знак низкого качества Made in Germany стал сегодня полной противоположностью, знаком высшего качества. Нет сомнения в том, что Made in Germany и стоящее за ним качество сильно способствовали успеху немецкого экспорта.

8. Индустриальные кластеры

К ним относятся традиционные кластеры, например, пошивочные индустрии в Золингене, шарикоподшипниковые – в Шайнфурте, замочное производство в Велверте или карандашное в Нюрнберге. Другие, например, вентиляторные производства в Хоенлое, интерфейсы в Восточной Вестфалии, производство изоляции в Вертхейме или предприятия по добычи энергии ветра в Северной Германии – более молодые. Такие кластеры собирают в одном регионе высшие компетенции со всего мира и способствуют высшим результатам.

9. Коммерческие кластеры

Наряду с отраслевыми кластерами мы находим концентрации другого типа, которые можно назвать коммерческими кластерами. Часто в близком соседстве находятся несколько Hidden Champions, которые работают не в одной отрасли, то есть не принадлежат к одному отраслевому кластеру.

Виндхаген в Вестервальде: 4 260 жителей и три лидера рынка среднего класса. Wirtgen производит дорожные фрезы, JK производит системы для защиты от солнца, а Geutebrück – системы наблюдения. Похожие области есть по всей республике – Нойтраублинг в нижней Баварии, Кюнцельзау, Хайгер в Гессене, Оберкнохен в Остальбе или Верден на Аллере – это только некоторые места, где есть кластеры с Hidden Champions.

Объяснение, по всей видимости, в социальном процессе вовлечения. В отличие от индустриального кластера, связующее звено здесь не отрасль, а социальная сеть, которая вдохновляет равняться на успешных соседей. Германия гораздо больше заражена предпринимательством, чем принято считать.

10. Региональное рассеивание

В большей части стран интеллигенция сконцентрирована в одном месте, как правило, в столице. Мало какая страна структурирована настолько децентрализовано, как Германия. Даже за городом везде можно найти предприятия международного уровня. Это региональное рассеивание огромным преимуществом. 

11. Двойное профессиональное образование

Эта единственная в своем роде система регулярно называется одной из важнейших причин немецкой конкурентоспособности – и по справедливости. «Германия выглядит очень достойно», – написано в исследовании OECD о профессиональном образовании в 2010 году. К этому можно мало что добавить, кроме, пожалуй, того, что все больше стран пытаются скопировать немецкую систему профессионального образования.

12. Центральное геостратегическое положение

Даже в глобальном мире будущего останутся расстояния и временные зоны. Германия в этом отношении занимает уникальное центральное положение. Можно созваниваться с Японией и Калифорнией в нормальное офисное время. Между Америкой и Азией такая связь невозможна, поскольку различие во времени составляет от 10 до 12 часов. На передвижение между важнейшими мировыми деловыми центрами немцы тратят меньше, чем должны потратить азиаты или американцы. Даже в Европе Германия занимает центральное положение. Это преимущества, которые приобретают все больший вес во все более глобальном мире.

13. Ментальная интернационализация

Международный уровень ведения дел всегда требовал расширения культурных границ. «Лучший язык – это язык клиента», – давно уже говорил Антон Фуггер. Германия с отрывом находится впереди всех крупных стран в области ментальной интернационализации. Но небольшие страны, как Швейцария, Голландия или Швеция пошли еще дальше.

Конечно, есть и другие объяснения. Часто приводятся в пример типичные немецкие добродетели, как основательность или пунктуальность. Анализ показывает, что глобальный успех немецких предприятий имеет не один корень, а целый комплекс частично перекрывающих друг друга причин. Важно также понимать, что эти причины сложно поддаются имитации.