Португалия: в погоне за силой искусства

Многие воспринимают Португалию исключительно как пляжно-прибрежный курорт, где можно только загорать и купаться. Другие, и таких людей не меньше, считают Португалию страной архитектурных шедевров. В этом тоже есть правда: достаточно прогуляться по центру Лиссабона с его домами в стиле ар-деко, вспомнить готический монастырь в Баталье, беленскую башню как шедевр мануэлино, барочный дворец в Мафре или фасад вокзала Руссиу, выполненный в эстетике неомануэлино. Однако ни пляжами, ни архитектурой Португалия не ограничивается. 

Важную, но недооцененную часть культурного наследия Португалии составляют ее художественные коллекции. Только сейчас вдумчивые путешественники – особенно молодые, незашоренные, воспитанные на лучших образцах современного искусства – стремятся посетить арт-музеи и художественные галереи Португалии. Наденем мягкие фетровые тапочки и прокрадемся следом – посмотрим, что же за сокровища таят португальские музеи искусства?

В истории живописи и скульптуры португальских творцов было до обидного мало, но этот недостаток с лихвой компенсировался тягой к коллекционированию работ иностранных авторов.

Особняком в этом ряду стоит Галуст Гюльбенкян. Португалец с армянскими корнями, в начале ХХ века он был миллиардером, крупнейшим нефтяным магнатом и считался одним из богатейших людей Португалии. Немалую часть своего сказочного богатства Галуст Гюльбенкян тратил на составление коллекции картин, скульптур и предметов старины.

Показателен момент, когда в 1929-1934 годах советское правительство начало продавать предметы из коллекции Эрмитажа, чтобы пополнить бюджет молодого государства рабочих и крестьян. Галуст Гюльбенкян слал письма советским властям и настоятельно призывал не продавать шедевры, ведь это достояние всего народа: «Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьезнейшего диагноза. Если, несмотря на все сказанное, Вы все же решитесь на продажу ценностей из Ваших музеев (а я настаиваю на том, что этого делать Вам не следует), то вместо того, чтобы их продавать посредникам, пустите все в открытую продажу на рынке».

Алексей Самойлович

Алексей работает в журналистике уже больше 15 лет. Среди всех стран и краев света он больше всего ценит Португалию - маленькую и уютную, на самом западном берегу Евразии. Только сейчас мы начали по-настоящему узнавать эту страну с великой историей и не менее интересным настоящим, и во многом это заслуга Алексея Самойловича. Вперед, сквозь время и тысячи километров.

В результате часть шедевров из коллекции Эрмитажа сменили прописку на португальскую (Гюльбенкян сумел приобрести 51 экспонат), где были сохранены, взлелеяны и стали небольшой, но яркой частью коллекции. Сейчас частный музей Галуста Гюльбенкяна (Museu Calouste Gulbenkian) обладает более внушительной коллекцией, чем многие национальные, и считается одним из лучших в Португалии.

Здесь можно увидеть шедевры Ван дер Вейдена, Рубенса, Рембрандта, Гейнсборо, Коро, Милле, Мане, Дега, Ренуара, Моне и многих других великих художников. Особое место занимает коллекция армянского и ближневосточного искусства.

Не меньшей славой пользуется Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне (Museu Nacional de Arte Antiga) – крупнейший в Португалии. В 2014 году он торжественно отметил 130-летие. Здесь тоже не обошлось без именитых авторов: Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Рафаэль, Диего Веласкес и другие гении прошлого мирно соседствуют под крышей дворца Алвор, в котором расположились выставочные площади.

Национальный музей старинного искусства – это свыше 40 тысяч образцов изящного искусства, большая часть из которых отнесена португальским государством к разряду «национальные сокровища».

Особое место на арт-карте Португалии занимает Культурный центра Белема (Centro Cultural de Belém). Он по праву считается местом концентрации культурных событий, и именно здесь регулярно проводятся выставки на тему современного искусства, архитектуры, дизайна и фотографии.

«Когда я путешествую по миру, во всех городах обязательно захожу в музеи современного искусства, - рассказывает москвичка Светлана. - Для меня это важный показатель, по состоянию дел в этой части культуры можно многое понять о стране, о том, на каком уровне развития она находится». Именно таким внимательным путешественникам стоит обратить особое внимание на музей-коллекцию Берарду (Museu Colecção Berardo), расположенный в здании Культурного центра Белема.

Среди многочисленных центров современного искусства Лиссабона он считается самым интересным, большим и уважаемым.

Создатель коллекции Мануэль Родригес Жузе Берарду родился в 1944 году на португальском острове Мадейра. Его личность и история успеха не менее интересна для португальского искусства, чем жизнь Галуста Гюльбенкяна. Мануэль Бернарду начал работать сразу после окончания школы, в 13 лет – бухгалтером в местной винной компании. Именно тогда и зародилась в нем страсть к коллекционированию.

В 18 лет он эмигрировал в ЮАР, где сначала был совладельцем в магазине сельскохозяйственных принадлежностей, что дало ему связи в горнодобывающей промышленности. Вскоре Берарду приобрел несколько золотых и алмазных рудников, а также заводов по переработке руды. В 1980-х годах он расширил бизнес-интересы и на другие страны, а в 1990-х сосредоточился на совершенствовании своей коллекции современного искусства.

Сейчас коллекция Берарду считается одной из лучших в Европе и служит образцом и ориентиром для международного сообщества. Посетителей ждет встреча с работами таких знаменитых авторов, как Марсель Дюшан, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Джексон Поллок, Казимир Малевич.

Помимо постоянной экспозиции в музее Берарду проводятся многочисленные тематические выставки, демонстрирующие работы художников из разных культурных традиций и контекстов, идут семинары и экскурсии для людей всех возрастов.

Не менее интересен Центр современного искусства (Centro Arte Moderna) все того же Галуста Гюльбенкяна, расположенный неподалеку от основного музея. Созданный в 1983 году, он ставит своей целью сохранить и сделать доступной людям обширную коллекцию работ художников XX и XXI веков. Здесь ежегодно организуются временные экспозиции, основанные на работах как португальских, так и зарубежных художников. Коллекция объединяет около 9000 произведений искусства, причем музей в первую очередь фокусируется на работах португальских авторов, созданных в первые десятилетия XX века.

В международной части хорошо представлено британское искусство, образчики которого систематически приобретались Фондом Гюльбенкяна в Великобритании как в середине прошлого века, так и в настоящее время.

Еще один центр притяжения португальского арт-туризма, на который стоит обратить внимание - музей Шиаду (Museu do Chiado), также известный как Национальный музей современного искусства. Здесь отлично представлена история португальской живописи с 1850 по 1960 год, с акцентом на все этапы перехода от классической картины к сюрреализму и абстракции, однако остается непонятным, почему работы, созданные 160 лет назад, классифицированы как современное искусство. Тем не менее, здесь вас ждет прекрасная подборка живописи, графики и скульптуры, а секция французского искусства конца XIX века заставляет конкурентов зеленеть от зависти.

Это только малая толика музейных ценностей Португалии. В статье совершенно не нашлось места ни для отличной коллекции картин, которая экспонировалась в Музее карет, ни потрясающим скульптурам итальянских мастеров в базилике дворца Мафры, ни музеям современного искусства в Порту, хоть они и достойны самого пристального внимания. Перед каждым гостем Португалии открывается огромный простор для исследований, и каждый музей – как сочный мазок на ярком холсте португальского музейного искусства.