Смерть, разделившая Британию

В век социальных сетей, когда у многих есть профили в Твиттере и Фейсбуке, новости о смерти знаменитостей — политики, музыки или спорта — распространяются с огромной скоростью. И когда в понедельник 8 апреля стало известно о смерти бывшего британского премьера Маргарэт Тэтчер, моя лента в Фейсбуке взорвалась сообщениями. Однако статусы моих британских друзей разделились на два лагеря. Одни сожалели об утрате одного из самых примечательных политиков в современной истории Британии и писали оды о том, как Тэтчер их всегда вдохновляла. Другие же радовались тому, что разрушительница социального государства и враг трудового народа страны, наконец, отправилась в мир иной. Причем последние не стеснялись в крепких выражениях: самым мягким эпитетом в адрес бывшего премьера было «ведьма». Сразу стало понятно, что смерть экс-премьера расколет британское общественное мнение.

На следующий день все до единой британские газеты вышли с материалами о Маргарет Тэтчер на первой полосе. Однако ни один заголовок не повторял другого. Так, Daily Mail назвала бывшего премьера «женщиной, которая спасла Британию». А Daily Mirror охарактеризовала ее как «женщину, которая расколола страну». Больше всех отличилась, пусть и маргинальная, но до сих пор издающаяся левацкая газета Socialist Worker. На ее первой полосе оказался перепачканный кровью могильный камень с выбитым на нем именем экс-премьера. Заголовок, набранный огромными буквами, гласил «Возрадуемся» и завершался восклицательным знаком.

В то время как за пределами Британии, в частности в России и в бывшем СССР, к «Железной леди» относятся как минимум с уважением, а чаще, и с пиететом, в самом Соединенном королевстве общественное мнение оказалось крайне расколото. Это показала реакция на ее смерть не только газет, срочно печатавших заранее заготовленные некрологи, но и дебатов в парламенте, и сообщений в социальных сетях, и высказываний в пабах за кружкой пива.

Для одних британцев Тэтчер— действительно спаситель страны, которая вернула жизнь в дышавшую на ладан к концу 1970-х экономику и не позволившая слишком глубоко интегрировать Британию в Евросоюз. Для других она — разрушитель контракта между государством, бизнесом и обществом, защитник интересов капиталистов и враг простого работника. Но что объединяет и тех, и других — это сила мнения. И те, кто Тэтчер любит, и те, кто ее ненавидят, делают это от всего сердца и со всей душой. Бывший премьер совершенно точно не оставила равнодушным никого из британцев.

Кончина Маргарэт Тэтчер прервала обычный ход политической жизни Британии, парламент которой находился в начале апреля на пасхальных каникулах. Два дня спустя депутаты собрались на специальное заседание, посвященное обсуждению ее наследия. Нынешний премьер-министр, представитель партии тори, Дэвид Кэмерон заявил, что «она создавала политическую погоду, она делала историю, и она, пусть это будет ее эпитафией, вновь сделала нашу страну великой».

Александр Кокшаров

Александр Кокшаров — собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне. Изучал географию и экономику в университетах Минска, Бохума (Германия), Москвы и Оксфорда. В последнем учился в аспирантуре и преподавал спецкурсы по экономической географии. Начал сотрудничать с «Экспертом» в 1998 году, а в 2002 году оказался на нынешней должности. В этой роли следит за финансовыми, экономическими и политическими новостями из Британии и других стран Европы. Для чего весьма полезным оказалось экономико-географическое образование.

Лидер оппозиции, глава лейбористов, Эд Милибэнд тактично назвал Тэтчер «гигантской фигурой, определившей свою эру», однако отметил, что не разделяет ее политических взглядов и политики. Действительно, Тэтчер беспрерывно правила Британией 11 лет — дольше, чем любой другой премьер-министр страны в 20 веке. И ее экономическая, внешняя и социальная политики определили Британию 1980-х, причем не только экономику и политику, но общество, музыку, кино и культуру.

Однако уважительный тон партийных лидеров быстро сменился обменом мнений на повышенных тонах. «Ее политика оказалась вредительской и причинила огромную боль и страдания обычным людям», - отметил депутат-лейборист Дэвид Уинник. Еще жестче высказалась его коллега по партии Гленда Джексон: «Алчность, эгоизм, отсутствие заботы о более слабых. Острые локти и острые колени. Вот таким было видение прогресса у Тэтчер».  Вице-премьер нынешнего коалиционного правительства, либерал-демократ Ник Клегг раскритиковал «Железную леди» за то, что она в одном из своих интервью на посту премьера заявила, что «такой вещи, как общество, не существует». Депутаты-тори немедленно обвинили его в манипулировании цитатами.

И если в парламенте сохранялись некие рамки приличия (хотя в адрес той же Джексон была подана официальная жалоба от депутатов-тори), то на улицах и в интернете реакция оказалась куда менее сдержанной. В лондонском районе Брикстон (где в 1981 году прошли протесты против экономической политики Тэтчер) и в центре шотландского города Глазго на улицы вышли десятки и сотни британцев, чтобы отпраздновать смерть экс-премьера. Там пили шампанское и запускали в воздух воздушные шары. Бурное празднование сопровождалось битьем витрин магазинов и нанесением на стены графитти с политическими лозунгами, поэтому полиция провела аресты.

А в британских музыкальных чартах быстро стал зреть скандал. Песня «Дин-Дон! Ведьма мертва» из фильма-мюзикла «Волшебник страны Оз» 1940-х годов вернулась в чарты и стала быстро подниматься вверх. Всего за три дня после смерти Тэтчер версия «Ведьма мертва» в исполнении Эллы Фитцджеральд и Джуди Гарленд добралась до 10-го места в официальных чартах. В Лондоне опасаются, что к моменту похорон Тэтчер 17 апреля эта песня может оказаться на первом месте.

Сами похороны будут сопровождаться воинскими почестями — гроб с телом экс-премьера пронесут через весь Лондон от часовни Вестминстерского дворца, где заседает парламент (в котором, кстати, статуя Тэтчер была установлена еще прижизненно) до собора Святого Павла, где пройдет панихида и церемония прощания. Хотя похороны будут в основном финансироваться из госбюджета (расходы оцениваются в 10 млн долларов), они не будут носить статуса государственного мероприятия. Ведь для этого потребовалось бы получить поддержку парламента, где у тори сегодня нет большинства. Впрочем, на интернет-форумах и госфинансирование похорон было подвергнуто критике. «Почему платить должен налогоплательщик? Похороны должны быть приватизированы — ведь Тэтчер так любила частный сектор и не любила госрасходы», - пишет один из анонимных комментаторов на сайте ВВС.

Конечно, через несколько недель все эти бурные дискуссии улягутся. Но в чем оказались правы британские газеты, так это в том, что Тэтчер до сих пор способна вызывать бурные и при этом противоположные эмоции у жителей Британии. И это несмотря на то, что она ушла в отставку более двадцати двух лет назад. Современные же политики у большинства британцев вызывают лишь апатию.