Востоковедение в Скандинавии

Академическая и профессиональная география Лены Килиной разнообразна как шведский стол: она училась и работала в Сибири, Китае, Скандинавии, Испании. И даже ее пребывание в отдельной стране - это настоящий калейдоскоп событий. Лена рассказала, чем может заняться востоковед в Европе: о своем опыте учебы в Швеции и магистратуре Университета Лунда.

Происхождение из одного из самых азиатских регионов России – Забайкалья – во многом предопределил будущие интересы Лены Килиной. Изучение китайского языка началось еще в старших классах школы. В университете у нее появился большой интерес к культуре и философии Азии, поэтому дипломный проект был посвящен концепции судьбы по древним гадательным системам Китая, вопрос, во многом затрагивающий основы всей китайской философии. После окончания Новосибирского государственного университета Лена переехала в Шанхай, где изучала язык и культуру, а также получила опыт в работе в сфере перевода, коммуникаций и медиа. В течение насыщенных двух лет в Китае ей удалось попробовать разнообразные проекты: от преподавания детской драмы на английском языке для китайских детей и координации инвестиционных сделок до стажировки в крупном фотоагентстве Шанхая. В 2010 году Лена поступила в магистратуру шведского университета Лунда на специальность «Востоковедение» по направлению «Япония».  Ее магистерская диссертация посвящена вопросам социологии и антропологии на фоне развития отдельно взятого общественного места в Токио. 

Сейчас ты живешь уже не в Швеции. Скучаешь ли по Лунду, по университету и сокурсникам? Какие у тебя остались воспоминания от времени, проведенного там? 

Да, сейчас я стажируюсь в Севилье. Закончила магистратуру в июне этим летом. Было особенно грустно расставаться со всеми из университета в последние дни, когда были защиты и выпускной, так как очень привыкли друг к другу. Швеция – очень уютная страна, несмотря на холод и скандинавскую сдержанность, поэтому осталось много самых разных воспоминаний. Булочки с корицей всегда будут напоминать мне свежие зимние утра в Лунде, а специфичный вкус лакрицы, на который шведы практически молятся, мое недоумение: как это можно есть! Cтуденческая атмосфера крошечного Лунда с мощенными улочками и цветными крышами, конечно, останется со мной. 

Наташа Фукс

Выпускница Университета Манчестера (Cultural Management), специалист по управлению культурными проектами и связям с общественностью, журналист. Занималась в Москве развитием Медиа Форума— специальной программы Московского международного кинофестиваля. Сейчас живет в столице Австрии - Вене, где продолжает изучать историю медиа искусства и гендерную историю, работать в сфере культуры и образования.

Были ли сложности с поступлением в Лундский университет? Насколько тщательно ты к этому готовилась?

Моя специальность востоковедение, а именно китайский язык и синология. Находясь в Китае и окунувшись в тамошнюю атмосферу, узнаешь очень многое, но все же стало интересно, какова специфика образования на Западе под названием asian studies. Мои критериями к выбору места были бесплатная учеба, авторитет университета и оригинальность страны. Бесплатные программы оказались только в Скандинавии. Также есть неплохие программы магистратуры по востоковедению в Голландии и Германии, но там был основной уклон на бизнес и экономику. Последнее меня мало интересовало. Когда я нашла Лундский университет в Швеции, один из старейших университетов в Европе, решила, что стоит попробовать. 

Во время поступления особых сложностей не было, так как требовался только стандартный набор документов и регистрация на сайте studera.nu. Однако возникли проблемы в логистике. Мой пакет документов сначала потерялся, его почему-то долго не могли найти, меня уже хотели исключить из списков поступивших, но в последний момент все нашлось, и я была принята. 

Расскажи о том, как было организовано обучение. Посчастливилось ли тебе встретить каких-нибудь уникальных специалистов или поучаствовать в необычных событиях во время учебы?

В целом, система обучения выглядит так: лекции-семинары с презентациями, работа в группах, письменный экзамен. Однако, в зависимости от курса, семинары были разного формата. Например, семинар  в виде ООН конференции на курсе политологии, где пара студентов представляла какую-то страну и «проигрывала» ее политическую позицию. Или был интересный семинар в рамках курса методологии, когда нужно было взять любой материал (фильм, мелодию, фотографию, картину) и проанализировать его с разных методологических и теоретических подходов. Некоторые одногруппники представили свою версию известной сцены на корме корабля из фильма «Титаник» с точки зрения феминистического подхода. Очень креативно.

Преподаватели были самые разные: от практикующих новоиспеченных аспирантов до специалистов высокого класса по регионам Таиланда, Вьетнама, Китая. Например, директор нашего центра, английский профессор Грейтрекс, – очень харизматичная личность. Он совершил кругосветное путешествие в 25 лет и защитил три диссертации. 

Весной я участвовала в конференции по урбанистике в Университете Копенгагена, который также в тесном контакте с Университетом Лунда, и там удалось послушать лекцию Айвы Онг, очень известного профессора из Университета Беркли, которая предлагала совершенно новые подходы к анализу современных городов мира.

Много ли у тебя осталось контактов в Швеции? Насколько это дружелюбная страна с точки зрения установления партнерских связей?

Швеция, на мой взгляд, открыта к сотрудничеству, очень дружелюбна и мобильна, но при этом все равно достаточно закрыта в отношении интеграции на локальном уровне. Все прекрасно говорят на английском в этой стране, но без знания шведского практически нереально найти работу или начать серьезную карьеру. Безусловно, у меня остались контакты с университета, так как я участвовала в деятельности нашего центра, а также многие преподаватели давали мне рекомендации для конференций и воркшопов.

Какие особенности национального характера тебя больше всего удивили, понравились или оставили негативные впечатления?

Провокационный вопрос! До приезда в Швецию я немного знала о Скандинавии, так как никогда не испытывала к ней сильный интерес. Конечно, великий Бергман, захватившая весь мир «Икея», смешные «Абба», очаровательный Карлсон и крыши Стокгольма немного лимитировали воображение, однако, это все есть и живет в стране блондинов. Меня Швеция покорила  красивыми и стройными людьми, застенчивостью и отсутствием больших амбиций (все хотят учиться как можно дольше), сильными и эмансипированными женщинами, холодным нравом.  Конечно, менталитет шведов не позволяет им открываться чужакам, несмотря на огромное количество мигрантов в Швеции. Интересно, что еще совсем недавно шведов в детстве, укладывая спать, пугали приходом русских. В России – придет бабай, в Швеции русские. Стереотипы живы везде.

Волнительно ли было заканчивать обучение? Планировать будущее? Как сложилась твоя жизнь по окончании магистратуры в Швеции?

Печально, что все так быстро заканчивается. Хотя  процесс защиты дипломных позволил забыть на какое-то время о ностальгии об уходящем: защищать проекты в шведском университете неплохой вызов и проверка себя. 

Сейчас я прохожу стажировку в Испании в сфере коммуникаций, медиа и связей с общественностью, курирую регионы Восточной Европы и Китая. Есть планы продолжить свое исследование, глубже изучить визуальную антропологию, так как я занимаюсь фотографией. А также попробовать себя в области альтернативных путешествий в Азии.

Ты получила профессиональный и академический опыт как в Азии, так и в Европе. Поделись своим мнением о принципиальных отличиях в общественном укладе.

Отличия колоссальны. Начиная с того, как построена система и ее механизмы, и заканчивая условиями, доступом к той или иной информации. Если говорить о Китае, то зачастую многое плохо организовано, как в академической сфере, так и в бизнесе. Всегда что-то упущено, при этом требования китайских работодателей очень высокие, всегда стараются дать больше заданий, без понимания, что такое «переработка».  Я работала на «Шанхай Экспо-2010», и это был незабываемый опыт полного хаоса. Но не везде в Азии так. В Японии полная противоположность, в чем я лично убедилась в Токио, в Университете Васеда. 

Скандинавия в этом очень похожа на Японию, где ценится порядок, планирование, структурность во всем. В Швеции развито чувство самоконтроля и ответственности, поэтому многое строится на самообразовании и личной мотивации. Если ты хочешь чему-то научиться, все зависит от тебя. Это и мой личный девиз.