В Генте проходит самая крупная выставка Ван Эйка в истории

Что покажут на исторической выставке великого мастера Северного Возрождения

В 2020 году Музей изящных искусств Гента (MSK) чествует фламандского мастера Яна Ван Эйка и организует выставку «Ван Эйк. Оптическая революция». 

Выставка проходит с 1 февраля по 30 апреля 2020 года и представит наследие  великого Ван Эйка и его революционное видение так подробно, как этого никогда не делали раньше. 

«Ван Эйк. Оптическая революция» официально станет самой масштабной выставкой художника в истории, на которой будет представлено 10 произведений самого Ван Эйка, несколько работ из его мастерской и около 100 международных шедевров художников позднего Средневековья.  

Ян Ван Эйк был одним из величайших европейских художников позднего Средневековья. Работая как при дворе бургундского герцога Филиппа III Доброго (1396–1467), так и для и богатых жителей Брюгге и Гента, Ян Ван Эйк (около 1390–1441) во многом опережал своих современников. Благодаря своей феноменальной технике, научным знаниям и неординарным способностям наблюдения, Ван Эйк поднял масляную живопись до ранее неизвестных высот и определил курс западной живописи.

Именно это видение Ван Эйка, его «оптическая революция», станет основной темой выставки, которая откроется 1 февраля 2020 года. 

Материалы по теме

В мире сохранилось всего около двадцати произведений кисти Яна Ван Эйка, и ценность их настолько высока, что некоторые картины не транспортируются для участия в зарубежных выставках.

Центральное место на выставке будет отведено восьми отреставрированным внешним панелям Гентского алтаря с поклонением агнцу собора Святого Бавона. В 1902 году экспонировались только две панели с изображениями Адама и Евы, но никогда прежде полный комплект наружных панелей не выставлялся за пределами собора и не взаимодействовал с другими работами Ван Эйка и его современников. Более того, после 2020 года панели ужк больше никогда не покинут собор.

В музее также будут представлены шедевры фламандского мастера из собраний музеев Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Румынии и США:

  • Ян и Хуберт Ван Эйк, Поклонение Мистическому Агнцу, 1432 (внешние панели), Собор Святого Бавона, Гент
  • Ян Ван Эйк, Мадонна у фонтана, 1439, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
  • Ян Ван Эйк, Портрет Бодуэна де Ланнуа, ок. 1435 – Берлинская картинная галерея 
  • Ян Ван Эйк, Благовещенский диптих, ок. 1433 - 1435, Национальный музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
  • Ян Ван Эйк, Портрет мужчины с голубым шапероном, ок. 1428-1430, Национальный музей Брукенталя, Сибиу (Румыния)
  • Ян Ван Эйк, Святая Варвара из Никомедии, 1437 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен 
  • Ян Ван Эйк, Благовещение, ок. 1434-1436, коллекция Эндрю У. Меллона, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия 
  • Hand G (Ян Ван Эйк), Турино-Миланский часослов, c. 1420-1440, Палаццо Мадама, Турин 
  • Ян Ван Эйк, Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы, ок. 1430-1432, Музей искусств Филадельфии, коллекция Джона Джонсона, 1917
  • Ян Ван Эйк, «Мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Léal Souvenir, 1432, Национальная галерея, Лондон
  • Ян Ван Эйк, Портрет Яна де Лейва, 1436, Музей истории искусств Вены, Картинная галерея

Но и это ещё не всё. В экспозицию войдут другие важные работы из мастерской художника и копии произведений Ван Эйка пятнадцатого и шестнадцатого веков, оригиналы которых были утеряны несколько столетий назад. 

  • Ян Ван Эйк и мастерская, Мадонны у фонтана, ок. 1440, Частная коллекция
  • Ян Ван Эйк и мастерская, Распятие, ок. 1430, Галерея живописи - Фонд прусского культурного наследия, Берлин
  • Ян Ван Эйк и мастерская, Распятие, ок. 1445, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
  • Ян Ван Эйк (мастерская), Три Марии у Могилы, ок. 1440, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам  
  • Ян Ван Эйк (мастерская), Святой Иероним в своей келье, ок. 1442, Детройтский институт искусств  
  • Ян Ван Эйк (мастерская), Распятие, ок. 1445, Галерея Джорджио Франкетти, Ка-д'Оро, Венеция
  • Ян Ван Эйк (мастерская), Двенадцать Апостолов, ок. 1445, Галерея Альбертина, Вена

Чтобы сделать оптическую революцию Яна Ван Эйка более осязаемой, Музей изящных искусств Гента разместит работы Ван Эйка рядом с произведениями его самых талантливых современников. Как и Ван Эйк, они входили в высшие круги общества и были лучшими художниками своего времени.

На выставке будет представлено более 100 картин, миниатюр, скульптур и рисунков Позднего Средневековья. Музей привлек к подготовке крупных бельгийских и международных партнеров, таких как Музей Ватикана и Галерея Дориа-Памфили в Риме, Музей Прадо и Музей Тиссен-Борнемиса в Мадриде, Галерея живописи в Берлине и Музей Гетти в Лос-Анджелесе, Музей истории искусств в Вене и Национальная Галерея в Лондоне.

Также это хорошая возможность увидеть некоторые шедевры искусства в их первоначальном виде. Были отреставрированы такие работы, как «Мужской портрет» (Léal Souvenir) из Национальной галереи Лондона, «Портрет Бодуэна де Ланнуа» из Картинной галереи в Берлине и известные миниатюры «Турино-Миланского часослова» (Палаццо Мадама, Турин), которые также приписывают кисти Яна Ван Эйка.

Билеты можно купить на официальном сайте. Во время выставки музей будет открыт 7 дней в неделю, а несколько дней будет работать до позднего вечера. 

Все подробности о выставке и специальных предложениях можно найти на сайте. Любителям искусства, которые не хотят пропустить это уникальное событие, мы советуем приобрести билеты заранее, поскольку все билеты могут быть раскуплены еще до официального открытия.

2020 год в Генте будет посвящен Яну Ван Эйку и в городе пройдет большое количество мероприятий под лозунгом «OMG! Ван Эйк был здесь». Еще одним важным событием года станет возвращение Гентского алтаря в Собор Святого Бавона. В октябре 2020 года в Генте будет открыт новый современный центр для посетителей, где будут размещены отреставрированные панели Гентского алтаря и коллекция других подлинных сокровищ искусства. Более подробную информацию о событиях 2020 года можно найти на сайте: «OMG! Van Eyck was here».