© Никола Бернар Леписье. 1735–1784 Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главные выставки 2023 года

Раскрываем планы музеев на следующий год.

Пушкинский музей

«Салоны» Дидро

конец апреля – конец августа 2023

В своем главном здании музей готовит масштабный проект, в котором расскажет российскому зрителю о знаменитых парижских выставках современного искусства – Салонах, повлиявших на развитие вкусов коллекционеров и на европейский рынок искусства в целом. 

На выставке будут собраны произведения живописи, скульптуры и графики, выставлявшиеся на Салонах. Значительная часть этих замечательных памятников мало известна современному зрителю. Перед посетителями ГМИИ предстанет богатая панорама французского искусства XVIII столетия, отражающая его стилевую эволюцию. В экспозиции будут представлены более 150 произведений из собраний ГМИИ, Эрмитажа, Исторического музея, Тверской областной картинной галереи, музеев-усадеб «Архангельское» и «Кусково», музея-заповедника «Павловск».

Затем проект уедет в Эрмитаж.

Испанская живопись

осень – зима 2023

Осенью место салонов займет выставка испанской живописи, на которой будут представлены работы из собраний двух музеев: ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа.

На выставке встретятся работы из собраний, разделенных в 1920-1930-х годах. Часто разделение картин между музеями носило драматический характер. В частности, на выставке будут показаны две пары картин: «Мальчик с собакой» (ГЭ) и «Девочка с корзиной фруктов» (ГМИИ) Бартоломео Эстебана Мурильо; «Натюрморт с поставцом» (ГЭ) и «Натюрморт с часами» (ГМИИ) Антонио Переды-и-Сальгадо – разлученные между двумя музеями в 1930 году.

Московское собирательство будет представлено небольшой, но очень разнообразной коллекцией живописи XIX века из собрания Пушкинского музея. Картины Эль Греко, Гойи, Мурильо из Фонда перемещенных ценностей, никогда прежде не выставлявшиеся за пределами ГМИИ, будут особенно интересны для петербургской публики.

Вторая часть выставки будет посвящена влиянию испанской культуры на живопись русских художников. Зрители увидят работы М. Врубеля, А. Головина и Н. Гончаровой (испанский цикл). Диалог мастеров двух стран покажет развитие русской и испанской живописи разных столетий в общеевропейском художественном контексте.

Василий Кандинский. 1866–1944. Импровизация № 20 (Две лошади). 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина

После импрессионизма

25 марта – конец августа 2023

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков покажут процесс взаимодействия русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления авангарда и модернизма. 

Проект покажет, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, перешли от подражания его отдельным аспектам и техническим приемам к свободному творческому мышлению, позволившему им в рамках авангардного движения изобрести такие художественные течения, как неопримитивизм, абстрактное искусство и другие.

Финалом экспозиции станут «русские ответы» на вызовы импрессионистической художественной революции – произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, которые знаменовали радикальный выход за пределы традиции.

Третьяковская галерея

In Memoriam

18 апреля – 16 июля

Весной в Инженерном корпусе откроется проект, посвященный размышлениям на тему памяти о человеке и тому, как она раскрывается в художественной культуре.

В экспозицию войдут портреты Петра I, А.С. Пушкина, М.А. Врубеля, В.И. Ленина, В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, Л.Н. Толстого, П.М. Третьякова, К.Э. Циолковского, С.М. Эйзенштейна и других знаменитых деятелей.

На этой выставке галерея впервые откроет публике одну из своих самых загадочных коллекций — собрание слепков и масок.

И.В. Клюн «Натюрморт с металлической и стеклянной посудой», 1926, ГТГ

Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова

17 мая – 15 октября 2023

В Новой Третьяковке зрителя познакомят с новинками в собрании графики музея ХХ–ХХI веков. Самые ранние произведения в экспозиции относятся к концу 1910-х годов и представляют творчество лидеров русского авангарда — Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, самые поздние — к началу 2020-х, и среди них работы Кирилла Мамонова, Александра Ливанова, Германа Черемушкина и других. Будут показаны произведения прославленных шестидесятников и семидесятников: Виктора Попкова, Николая Андронова, а также представителей «другого искусства» — Владимира Немухина, Михаила Шварцмана, Юло Соостера.

Завершат выставку монументальные листы Олега Кудряшова — дань памяти выдающемуся офортисту и рисовальщику, ушедшему в 2022 году.

Эрмитаж

Эрмитаж запланировал больше двух десятков проектов в новом году.

В частности, музей готовит сразу несколько выставок, связанных с судьбой Дома Романовых, в Петербурге. В Манеже Малого Эрмитажа весной откроется выставка «Дети последнего Российского императора», а в Малой церкви покажут «Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II». Еще одна выставка под названием «Цари и рыцари» расскажет о любви Романовых к Средневековью.

Исаак Бродский. Дети на берегу моря. Капри. 1909-1919. ГАУК ЯО «Ярославский художественный музей»

Музей русского импрессионизма

«Отличники»

9 февраля – 21 мая

Выставка расскажет о европейских путешествиях молодых русских мастеров – лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Эти иронично названные на выставке «отличники», Илья Репин, Василий Поленов, Борис Кустодиев, Александр Савинов и другие, отказались от подражания зарубежным мастерам и, переосмыслив полученный в заграничных поездках опыт, положили начало новому витку развития русского искусства.

Экспозиция продолжится работами европейских мастеров, чьи имена встречаются в письмах и воспоминаниях русских живописцев о зарубежных поездках. Посетители увидят произведения Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штук и других художников из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Выставка произведений неизвестных художников

Завершит год выставка живописи и графики неизвестных художников конца XIX – первой трети XX века из государственных музеев и частных собраний. Имена этих мастеров не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных искусствоведам живописцев. В музее будут представлены работы, которые редко попадают поле зрения посетителей из-за отсутствия подтвержденного авторства. 

Кураторы предлагают сконцентрироваться на представленных полотнах и их художественных характеристиках, абстрагировавшись от громких имен.