Открытие нового сезона в «Гараже»

Эйзенштейн и Гойя, гигантская пилюля и вторая кожа: рассказываем, чем порадует музей современного искусства «Гараж» этой осенью и почему их выставки нельзя пропустить. 

С 30 сентября по 5 февраля в Музее современного искусства «Гараж» будет проходить выставка «Свидетельства», включающая произведения таких казалось бы мало связанных художников, как Франсиско Гойя (1746–1828), Сергей Эйзенштейн (1898–1948) и Роберт Лонго (род. 1953). Большая экспозиция, состоящая из рисунков, видео и офортов, позволяет проникнуться уникальным миром трех художников, выразивших важные проблемы своего времени.

Язык Лонго очень кинематографичен, он давно увлечен творчеством Эйзенштейна и Гойи и совершил две исследовательские поездки в Россию. Результатом его совместной работой с главным куратором «Гаража» Кейт Фаул стала экспозиция, включающая сорок три ранее не выставлявшихся рисунка Эйзенштейна из Российского государственного архива литературы и искусства, рисунки Лонго и офорты Гойи. Они будут представлены вместе с фрагментами семи фильмов Эйзенштейна, демонстрируемыми в замедленном темпе, так чтобы каждый кадр мог восприниматься как отдельный образ.

В залах музея будут впервые показаны сорок девять офортов Гойи из собрания Государственного центрального музея современной истории России, а также более тридцати крупноформатных рисунков Лонго, созданных им в течение последних пяти лет и предоставленных различными международными собраниями.

С 30 сентября по 9 декабря «Гараж» представит первую в России масштабную экспозицию словенского художественного коллектива Neue Slowenische Kunst («Новое словенское искусство», сокр. NSK), организованную Музеем современного искусства Любляны.

Выставка «NSK: от “Капитала” к капиталу» прослеживает ключевые события 1980–1992 годов: концерты, выставки, театральные постановки, перформансы, подпольные акции и публичные выступления, связанные с деятельностью четырех основных групп, вошедших в состав NSK.

Русский авангард служил одним из основных источников вдохновения для коллектива, этому будет уделено особое место в программе лекций, подготовленных музеем для более глубокого понимания основ творчества югославских художников.  

До 31 января в атриуме музея «поселится» гигантская «пилюля» авторства пекинской художницы Инь Сючжэнь. Внутри двенадцатиметровой архитектурной конструкции, сшитой вручную из более чем двухсот квадратных метров пожертвованной одежды,  можно ходить и возможно даже оздоравливаться. Дело в том, что в основу легла идея исцеления человека изнутри.

Находясь в пространстве «второй кожи», как называет ее Инь, посетители получают возможность оказаться в другом режиме существования, почувствовать себя внутри своего собственного тела.

На крыше здания «Гаража» с 18 сентября красуется загадочная надпись Бориса Матросова, увидеть которую можно даже не посещая сам музей. Борис Матросов один из наиболее ярких представителей московской художественной сцены начиная с 1980-х годов.

Художник был участником легендарной группы «Чемпионы мира» (Борис Матросов, Гия Абрамишвили, Константин Латышев, Андрей Яхнин), самого дерзкого и веселого объединения конца 1980-х – начала 1990-х, последовательно иронизирующего над убийственной серьезностью художественных стратегий московских концептуалистов старшего поколения.

Для Музея «Гараж» Матросов придумал новый объект, взяв странный, как будто вырванный из речевого потока текст «нет, ну не могла же она знать, во что это всё…» и поместил его на крышу музея. Объект вызывает множество вопросов у проходящих мимо: кто она, что "всё" и во что, в конце концов?