Пикассо в Монако: путь мастера

В Монако проходит уникальная выставка-продажа: 34 произведения Пикассо, созданные им в период между 1905 и 1969 годами, впервые собраны вместе и выставлены на продажу. Работы, представляющие собой практически весь творческий путь маэстро, были собраны из нескольких французских галерей.

До 25 августа в Opera Gallery в Монако проходит выставка, которую давно ждали коллекционеры всего мира. 17 живописных полотен и 17 графических работ Пикассо, созданных мэтром в период между 1905 и 1969 годами, выставлены на продажу. Их стоимость оценивается в 60–70 млн евро. Подобной экспозиции не было ни в одной французской галерее вот уже более 20 лет.

В галерее собраны как редкие работы на бумаге («Бродячий акробат и девочка»), так и исключительные живописные произведения на холсте или панно («Натюрморт с бокалом», «Три женщины у фонтана», «Сидящая женщина», «Портрет мальчика»), а также полотна, созданные в период его жизни на Лазурном Берегу («Вилла с пальмой»).

Экспозиция охватывает практически все периоды жизни мастера. Редкая акварель «Бродячий акробат и девочка» 1905 года относится к началу его «розового периода», когда основными сюжетами автора были цирк, танцовщицы и бродячие циркачи. Ранее эта работа находилась в коллекции Даниэля Анри Канвейлера, уполномоченного арт-дилера Пикассо с 1910 года.

 

Панно «Натюрморт с бокалом» 1914 года принадлежит тому времени, когда Пикассо был увлечен идеями кубизма. Первым владельцем картины был друг художника композитор Игорь Стравинский. Художник познакомился с ним в Риме в 1917 году, когда работал над декорациями «Русских балетов» Дягилева. Пикассо подарил натюрморт своему другу через три дня, как закончил писать его портрет в 1920 году. О принадлежности полотна композитору говорит надпись на обратной стороне картины. «Моему дорогому Игорю Стравинскому, Париж 27 мая 1920» – гласит она.

Другое кубистское произведение, выполненное Пикассо маслом и карандашом на холсте в 1919 году, – «Ваза для фруктов, бутылка, гитара перед открытом окном» – происходит из коллекции Поля и Маргариты Розенберг.

Живописное полотно «Три женщины у фонтана» было сделано в 1921 году и принадлежит тому времени (20-е годы), когда творчество Пикассо было наполнено образами, навеянными античной мифологией. Этот период был отмечен возвращением к фигуративному и классическому искусству.

С начала 20-х Пикассо любил проводить лето в местечке между Жуан-ле-Пен и Антибом. 30-е годы были отмечены портретами Марии-Терезы, в это же время художник любил отображать в своих натюрмортах и пейзажах буйство красок Средиземноморья. «Каждый раз, возвращаясь в Антиб, я ощущаю, что вновь погружаюсь в античность. Произведения рождаются из моментов, мест и обстоятельств», – говорил художник. На выставке представлено два произведения 1931 года, изображающих виллу Шен-Рок в Жуан-ле-Пен: одно прибыло из Музея Пикассо в Антибе, второе будет выставлено на продажу.

Возвращение художника на юг Франции и его пребывание в шато Гримальди в Антибе открывают новый творческий период Пикассо: автор изображает Минотавра, центавра, сатира и Фавна – персонажей-гибридов античной мифологии, символизирующих дуэль между мужчиной и женщиной, столь частый мотив Пикассо. «Борьба Фавна с центавром», которую можно увидеть в Монако, относится именно к этому времени. На картине изображается сцена борьбы двух мифических героев, что весьма символично, учитывая, что в эти дни автор узнал о беременности своей ученицы и спутницы Франсуазы Жило.

Широко представлен на вставке и последний период Пикассо, когда в своих произведениях мастер варьировал одни и те же сюжеты, обращаясь к узкому кругу тем. Исторические маскарады эпохи «плаща и шпаги», автопортреты, пасторальные сцены и ню отличаются живостью, одержимостью, мощностью, являясь своего рода ритуалом изгнания смерти. Детали теряют важность, все обращается к сущности. Цветовая гамма данного периода весьма специфична – ограниченная палитра, зачастую с доминантой кричащих красок, таких как розовый, светло-зеленый, шафраново-желтый.