Рембрандт в третьем измерении

Новый сезон ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается необычной выставкой для такого традиционного академического музея «Рембрандт. Другой ракурс. Произведения Рембрандта Харменса ван Рейна и Дмитрия Гутова». Выставка проходит в рамках Московской биеннале современного искусства и, как надеются в музее, подчеркнет актуальность классического наследия и одновременно заинтересует музейную публику современным искусством.

В залах европейских музеев открытый диалог современного искусства и классических мастеров уже давно частоиспользуемый прием, но российские крупные музеи делают в этом направлении только первые аккуратные шаги. В таком, безусловно, скользком вопросе выбора художника, который будет размещен в контакте с великими мастерами, надо быть очень трепетным. Автор должен быть очень деликатным, а главное - не быть маньеристом.

Известный российский художник Дмитрий Гутов отвечает всем требованиям, бережно относится к материалу и отличается здоровым чувством юмора. Как отмечает автор, к самому названию, как бы ставящему на одну ступень великого голландца и современного художника, не стоит относиться слишком серьезно.

Гутов, вдохновившись рисунками Рембрандта, превратил плоскую графику в металлические конструкции, сваренные из огромного количества элементов. Рисунки Рембрандта, таким образом, переведены художником в совсем иную, почти монументальную форму, им добавлено еще одно измерение: тонкая легковесная графика голландского мастера, многократно увеличенная, превратилась в металлическую скульптуру, существующую в другой пространственной плоскости и трансформирующуюся под взглядом движущегося зрителя.

Слово «ракурс» в названии выставки появилось, конечно, не случайно, именно он создает из хаоса четко вырисовывающуюся графику Рембрандта. И наоборот, небольшой шаг в сторону, и знакомый двухмерный силуэт бьется, распадается и разбегается на сотни абстрактных линий, самих по себе демонстрирующих тонкую каллиграфию и не лишенных очарования. Поэтому на полу организаторы выставки решили отметить перед каждой конструкцией место, с которого она складывается в рисунок мастера.

Дмитрий Гутов специально для выставки создал композицию по единственному хранящемуся в коллекции ГМИИ рисунку Рембрандта «Молодая женщина с ребенком на руках». Зрители также увидят и другие работы Дмитрия Гутова («Девушка». 2015; «Старик». 2015; «Христос во время шторма на море Галилейском; в верхнем правом углу бюст испуганного апостола». 2009), вдохновленные рисунками великого голландского мастера.

«Выставка – это первое участие такого классического музея как ГМИИ им. А.С. Пушкина в Московской биеннале современного искусства, но опыты такой интервенции и диалога с современном искусством одновременно в нашем музее уже были.

У нас проходила выставка Вим Дельвуа «Мимикрия» год назад, и тогда объекты, выполненные Вимом, были размещены в постоянной экспозиции музея. И данная тема нам кажется очень важной и очень актуальной и, конечно, неоднозначной и сложной.

Но, тем не менее, искать ответ на вопрос о месте современного искусства в классическом музее мы считаем очень важным, поскольку музей не законсервированная банка, в которой живут только старые мастера, все-таки мы стараемся идти дальше в ногу со временем, понимать, что современное искусство должно найти свое место», - говорит куратор выставки Полина Могилина.

Дмитрий Гутов – участник многочисленных выставок и биеннале. Его работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства.

Из постоянной экспозиции вынесли рембрандтовскую картину музея – «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», а также офорты Рембрандта из собрания музея.

Выставка проходит до 11 октября.