Шедевры Ватикана в Москве

В Москве 25 ноября открывается выставка, которая действительно не нуждается в рекламе. Все билеты вплоть до конца года уже распроданы, а новые появятся только 15 декабря. Это неудивительно. Впервые в истории за пределы Ватикана вывезены величайшие работы классических мастеров одновременно и в таком количестве.

Сорок два шедевра, датированные с XII по XVIII век, покинули Пинакотеку Ватикана, чтобы до 19 февраля обосноваться в стенах Третьяковской галереи.

Несмотря на то, что Третьяковская галерея традиционно связана с русским искусством, выставка проходит именно здесь. Три года назад Владимир Путин  встретился с папой Франциском, и тогда родилась идея перекрестных выставок: часть собрания Музеев Ватикана едет в Россию, а в Ватикане экспонируется русское искусство.  В следующем году в Ватикане пройдет ответная выставка, и существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

«Поскольку русская выставка в Ватикане будет составлена на 90 процентов из картин Третьяковской галереи, то логично, что и выставка Ватикана  должна была открытся у нас», – говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова.

Надо отдать должное Святому Престолу, первая часть договора выполнена великолепно. Ватикан не поскупился на работы и отправил ценнейшую и крупнейшую подборку из тех, что когда-либо выставлялась за рубежом. Многие из этих работ впервые покинули «папское государство».

В Россию уехало почти 10 процентов собрания картин, которые экспонируются в Пинакотеке Ватикана.  «Эти работы обычно находятся именно в залах Пинакотеки, – подчеркивает заместитель директора музеев Ватикана Барбара Ятта, – Вот мы сейчас находимся в зале барокко, а зал Пинакотеки оказался практически голым».

Кардинал  Джузеппе Бертелло, губернатор города-государства Ватикан, подчеркнул важность международных культурных проектов и привел слова папы Франциска: «Красота нас объединяет».

«Не представляете, каким счастьем наполнились наши сердца: и мое, и Зельфиры Исмаиловны (Трегуловой Примеч. ред.),  когда мы увидели ответ «si» на запрос этого бесспорного шедевра, –- говорит куратор выставки, старший научный сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов, подходя к пределле  Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррера». – Это очень редкий художник, в русских собраниях его нет, в западных собраниях за пределами Италии он тоже достаточно редок». (Пределла – это продолговатая невысокая надставка над задним краем престола, находящегося в середине алтаря – Примеч. ред.). 

Особого внимания заслуживают фрески. Они с трудом поддаются транспортировке, и разрешение на экспорт Ватикан дает крайне редко. Тем более фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, настоящее сокровище Рима. Эти росписи были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти-Апостоли и теперь украшают особый зал Пинакотеки.

Выставка разместилась в трех залах и очень логично начинается с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий»,  близкого по духу к византийской живописи и демонстрирующего единые корни итальянского и русского искусства. Прежде работа никогда не экспонировалась на временных выставках и пределы Ватикана не покидала.

Второй зал, мастерски сконструированный архитектором Сергеем Чобаном, своей формой отсылает к площади Святого Петра в Риме. Картины отделены тонкой светящейся линией, которая выполняет сразу две функции: называет автора и ограждает шедевры от опасной близости с посетителями. Среди ценнейших работ Ватикана, в частности, представлены работы Рафаэля, Караваджо, Веронезе, Пуссена и других величайших мастеров эпохи Возрождения и барокко.

В третьем зале можно увидеть серию Донато Крести, посвященную астрономическим наблюдениям. Известно, что эти полотна убедили папу Климента XIV построить обсерваторию в Болонье.

Так, вся экспозиция охватывает историю отношений человека с Богом от XII до XVIII веков, от Христа – повелителя Вселенной – до вселенной, наблюдаемой в телескоп.

«Когда состав выставки был сформирован, возникли серьезные проблемы с ее обеспечением. Господин Усманов в прямом смысле спас проект и дал возможность представить его в России», – выразила благодарность благотворительному фонду А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт» директор галереи.