Выставка Дюрера в Нюрнберге

С 24 мая по 2 сентября в Нюрнберге пройдет крупнейшая за последние 40 лет выставка работ Альбрехта Дюрера в Германии. Но главный вопрос весны был - поедет ли туда знаменитый «Автопортрет» Дюрера из пинакотеки Мюнхена? Баварское правительство, наконец, вынесло решение - к сожалению, не в пользу Нюрнберга.

Журнал EUROMAG уже писал о предстоящей выставке в связи со скандалом, разгоревшимся вокруг знаменитого «Автопортрета в меховом манто». На очередном заседании Баварского ландтага судьба портрета была определена: после подробного исследования и экспертного заключения реставраторов из обоих музеев – Старой пинакотеки Мюнхена и Германского национального музея – картину было решено занести в список «невыездных» произведений Баварских государственных собраний живописи.

Но, и без «Автопортрета» на выставке будет что посмотреть. Щепетильные немцы посчитали количественные показатели готовящейся экспозиции и с гордостью сообщают, что ее площадь занимает 1 300 квадратных метров, и на ней представлено более 200 экспонатов.

Выставка объединяет шесть основных тем, которые звучат так: Ich, Ideale Nachbarschaft, Nachmachen und Neumachen, Der Dramatiker, Neue Kunst?, Dürer-labor («Я», «Идеальное соседство», «Копирование и новаторство», «Драматург», «Новое искусство?», «Дюрер-лаборатория» или «Лаборатория Дюрера»).

Раздел Ich состоит из многочисленных свидетельств о себе, оставленных художником, – это его тексты, а также автопортреты, выполненные в разных техниках. Ideale Nachbarschaft повествует о биографии и окружении молодого сына ювелира, как в буквальном смысле – к примеру, о его соседях по городу, так и в более широком – о современниках и идеях, повлиявших на формирование Дюрера как художника и ученого.

Раздел Nachmachen und Neumachen показывает, в чем заключаются индивидуальность и новаторство Дюрера в изобразительном искусстве; повествует о новых принципах изображения человека и природы, и о его споре с предыдущей художественной традицией.

Книжные иллюстрации Альбрехта Дюрера не менее известны, чем его живописные работы: драматургию его гравюр представляет следующий раздел выставки – Der Dramatiker. Этот раздел построен на параллелях между поэтикой современных Дюреру текстов и его книжными иллюстрациями.

Часть экспозиции Neue Kunst посвящена практическим исследованиям натуры и человеческих пропорций, которые легли в основу теоретических размышлений Дюрера об искусстве. Много внимания художник уделял техническому совершенству своих работ, в котором также можно убедиться в этом разделе.

В разделе под названием Dürer-labor представлены результаты исследований музея, посвященные спорным страницам биографии художника, а также истории его наследия и проблемам атрибуции. При помощи международных специалистов и современных методов исследования художественных произведений удалось ответить на многие сложные вопросы. Новости проекта публикуются в блоге на странице выставки, там же можно найти список участников.

Несмотря на отказ Старой пинакотеки Мюнхена выдать знаменитый портрет в меховом манто, на выставке будет много шедевров, и не только самого Дюрера. В разделе Ideale Nachbarschaft представлены портреты современников Дюрера, купцов и заказчиков, написанные художником Якобом Эльснером (Jakob Elsner, 1486–1517). Из Берлинского Гравюрного кабинета привезут акварель «Проволочный завод» (Drahtziehmühle vor Nürnberg, 1494) и т.н. «Памятную книжку» (Gedenksbuch) художника, состоящую из нескольких автобиографических записок. Эта рукописная книга – один из немногих источников, рассказывающих о жизни художника в ранний период.

Венский музей Альбертина поделился знаменитыми графическими работами: «Заяц» (Feldhase, 1502) и «Автопортрет в возрасте тринадцати лет» (Selbstbildnis als Dreizehnjähriger, 1484). Среди шедевров, принадлежащих Германскому национальному музею в Нюрнберге, на выставке будет представлен «Портрет Барбары Дюрер» (Bildnis von Barbara Dürer), матери художника, написанный около 1490 года, а также одна из самых ранних живописных работ Дюрера – «Геркулес» (Herkules, 1496). Из Национальной галереи США (Вашингтон) в Нюрнберг приехала «Мадонна Геллера» (Haller Madonna, 1494/97).

Выставка приобрела настоящее национальное значение, даже «Немецкие железные дороги» сделали своеобразный подарок любителям эпохи Возрождения – со всех вокзалов в радиусе 300 км от Нюрнберга на выставку можно будет отправиться на скоростном поезде (ICE/EC/IC). Стоимость проезда 39 евро – во втором классе, и 59 – в первом; дети до 15 лет путешествуют бесплатно.

Билет называется Kultur-Ticket-Spezial, и действует с 24 мая по 2 сентября, для его приобретения нужно показать в кассе билеты на выставку, которые можно купить on-line на сайте проекта. Для получения билета нужно иметь e-mail, банковскую карту Visa или Master Card, а также принтер для распечатки билета. Стоимость: 8 евро для взрослых; 5 евро – для студентов, пенсионеров, детей, групп в составе не менее 10 человек и других льготных категорий; 10 евро – для маленьких групп (3-6 чел.), состоящих из одного или двоих взрослых и нескольких детей.