© Бонн, Shutterstock

По следам Бетховена

Два города – Бонн и Вена – уже давно не могут поделить главную роль в жизни великого композитора.

В декабре 2020-го года исполнится 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Немецкий Бонн, где Бетховен родился, и Вена, где он прожил большую часть жизни, до сих пор не могут поделить звание главного города в судьбе композитора. И если Вене и помимо Бетховена есть чем похвастаться, то для жителей маленького уютного Бонна композитор – не просто наследие и абстрактный символ. Он прочно вписан в современную жизнь города. Бетховен везде – и не только в музеях и монументах. Бетховена изображают художники-граффитчики, его портрет не прочь выставить в витрины хозяева многочисленных лавок – и неважно, что продается: сладости или книги. Цветные статуи композитора украшают город к Бетховенскому фестивалю. И, конечно, неудивительно, что оркестр Бонна, тот самый, где молодой композитор когда-то служил альтистом, носит имя Бетховена.

Памятник Бетховену в Бонне

Уже давно дом семьи Бетховен на Боннгассе, 20 превращен в музей с маленьким концертным залом, где можно послушать живые выступления за небольшую плату. Крестили композитора в боннской церкви святого Ремигия – готическая базилика находится неподалеку от Рыночной площади.

Дом Бетховена в Бонне

В отличие от дня рождения Бетховена, дата крестин известна точно – 17 декабря 1770 года. Многие историки уверены, что родился Бетховен днем ранее.

Рыночная площадь Бонна

Неудивительно, что первый памятник Бетховену тоже появился именно в Бонне, причем идея воздвигнуть его появилась еще до смерти великого композитора. Долгое время дальше задумки дело не шло. Горожане не слишком-то горели желанием оплачивать монумент, так что сбор денег на памятник шел очень медленно. Только благодаря Ференцу Листу, большому поклоннику таланта Бетховена, нужную сумму все-таки удалось собрать. Так на Мюнстерплац в 1845 году – а умер Бетховен в 1827-м – появилась бронзовая фигура.

Суровый и угрюмый – таким Бетховен предстал для потомков во многом благодаря этому памятнику, ведь скульптор Эрнст Хенель за образец взял посмертную маску композитора. Открытие памятника сопровождалось концертами – именно они положили начало ежегодного Бетховенского фестиваля в Бонне. В этом году он запланирован с 4 по 27 сентября.

Памятник работы скульптора Маркуса Люперца. Фото http://www.stiftungkunst.de/

В 2014-м новый, уже современный взгляд на Бетховена, представил график и скульптор Маркус Люперц – один из самых необычных и самобытных творцов Германии. Новый памятник в Бонне авторства Люперца состоит из двух частей, одна из который посвящена композитору как личности, другая – его музыкальному наследию.

Отец, Иоганн Бетховен, тенор в придворной капелле, рано заметил талант сына. И даже отправил его в Вену – учиться у Моцарта, которого боготворил. Моцарт остался под впечатлением от таланта семнадцатилетнего Бетховена. Правда, уроков ему тогда дать и не смог – из-за смерти матери Бетховен спешно вернулся в Бонн. Тогда-то ему и пришлось идти работать в симфонический оркестр…

Через несколько лет Бетховен снова возвращается в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Правда, и ученик, и учитель так и не смогут найти общий язык, и Бетховен решает выбрать себе нового наставника – печально известного Антонио Сальери.

Памятник Бетховену в Вене

Несмотря на тяжелые времена и проблемы со здоровьем – Бетховен начал терять слух – в Бонн композитор больше не возвращается. На долгие годы Вена становится главным городом для Бетховена – там, где еще при жизни он обретет уважение и славу. Кончина настигнет композитора тоже в Вене. Бетховен похоронен на центральном кладбище города, и каждый год почтить его память приезжают тысячи людей со всего мира.

Сейчас о жизни Бетховена в Вене напоминают театры и музеи, устроенные в квартирах, где он жил.

Так, три года назад маленькая квартира композитора по адресу Пробусгассе, 6 превратилась в большой музей Бетховена. В этом доме 32-летний Бетховен в полном отчаянии сочинил «Хайлигенштадтское завещание». Это письмо, адресованное брату и впоследствии так никогда и не отправленное, он написал, узнав, что излечить его глухоту невозможно. Одновременно в доме на Пробусгассе он работал над многими великими произведениями, среди которых три сонаты для клавира: опус 31, оратория «Христос на Масличной горе» и «Героическая» симфония.

Материалы по теме

«Девятая симфония», включающая часть «Оды к радости» Шиллера, также была написана в Вене. Премьера состоялась, разумеется, там же – 7 мая 1894 года. А вот партитура хранится в Берлинской государственной библиотеке – в отделе музыки Фонда прусского культурного наследия.

16 октября Девятую симфонию можно будет услышать в  венском Концертхаусе в исполнении Симфонического оркестра Венского радио ORF под управлением Марин Элсоп.

Мероприятие – часть глобального проекта «Все вместе: глобальная «Ода к радости». При этом в рамках девяти концертов, которые партнерские оркестры проведут на пяти континентах, «Ода к радости» прозвучит на языках соответствующих стран. Мартин Хазельбёк и Оркестр оригинального звучания Венской академии продолжают серию концертов «Resound Beethoven», которые проходят в тех же залах, где эти произведения были исполнены впервые.