Биеннале и Экспо за два дня

Смешивать Венецианскую Биеннале и выставку ЭКСПО немного странно, скажете вы. Но если в запасе только два дня на севере Италии, а посмотреть хочется оба пространства, можно смело отправляться на их изучение, приятно удивившись, сколько на самом деле общего имеют Экспо и Биеннале.

Конечно, у Биеннале в этом году появился серьезный конкурент, что может быть наведет организаторов на мысли о каких-то интересных изменениях, в том числе в выборе выставляемых работ. Обойдя стороной серьезные искусствоведческие дискуссии, скажу только, что после Биеннале есть определенное разочарование от неоправдавшихся ожиданий, тогда как Экспо вызвало ровно противоположные эмоции.

Зачем сравнивать Биеннале и Экспо? Все-таки и там и там речь идет о национальных павильонах, и там и там поработал, и местами очень серьезно, творческий мозг современных художников, архитекторов и дизайнеров. А результат получился разным. Как бы то ни было, я расскажу о тех павильонах, которые произвели лично на меня наибольшее впечатление, в какие заходить вообще не стоит и как лучше всего построить свой маршрут по Экспо.

О Биеннале и будущем всего

Наверное, к теме «Будущее всего мира» можно привязать почти все, но, на мой взгляд, лучше всего это получилось у трех павильонов - Франции, Южной Кореи и Японии. В какой-то степени интересен и российский павильон, по крайней мере, гигантских размеров противогаз с движущимися глазами за стеклянными очками заставляет задуматься о будущем. Интересная интерпретация, в отличие от всего остального, представленного в нашем павильоне.

Выйдя в полном замешательстве из странного немецкого павильона с танцующими фигурами в золотом латексе, я встала посреди двух деревьев и с интересом отметила, что одно из них движется в моем направлении прямо с куском земли и корнями…. У него оказались еще два брата, один из них в павильоне Франции.

В прохладном, продуваемым легким ветерком абсолютно белом павильоне (и все это в одну из самых жарких июльских недель) посетители удобно располагаются на мягких параллоновых ступеньках и наблюдают за движением дерева. Простая и одновременно странная идея, навевающая мысль о банальных, или, скорее простых, но таких необходимых аксиомах - единение с природой, движение-жизнь, гармония с самим собой, воздух.

Чем-то эта инсталляция близка павильону Австрии на Экспо, посвященном воздуху. Там посадили настоящий лес и снабдили его увлажнителями воздуха, что создает в помещении особый микроклимат. Справедливый австрийский девиз «Когда ты дышишь, ты частично прикасаешься к планете нутром» точно применим и к Франции на Биеннале.

Японский павильон, с виду не такой приметный, всего лишь одна фотография снаружи - ключик на красной полоске в сложенных ладонях – в полной мере раскрывается на его втором этаже. Все пространство пронизано огромным количеством красных мягких ниточек, и на каждой из них надето по старому ржавому ключу, как будто найденному на дне моря, в давно затонувшей лодке.

Собственно, лодки, полные тех же ключей, тут тоже есть, две. Красные линии сходятся на них и образуют связи этих простых, но таких глубоких символов: ключ, лодка, нити, прошлое, настоящее - и все это объединено какой-то общей аурой тонкой восточной философии.  

Третий понравившийся мне павильон – Южной Кореи - отличается от двух предыдущих. Здесь красивая компьютерная работа художника. Ничего нового, видеоарт, но сделано все так, что хочется подолгу смотреть и быть вовлеченным в происходящее. Проект называется «The ways of folding space & flying». 

Абсолютно белая девушка с заснеженными ресницами ходит по несуществующему пространству в стиле «Сталкера» или «Космической Одиссеи», художник задерживается на простых и сложных движениях, таких как глоток прозрачной воды из запечатанного пленкой граненого стакана, пробежка по имитированной лесной дорожке.

Еще один павильон – канадский – стоит посетить из-за того, что о нем рассказал Дмитрий Гутов, сам несколько раз участвовавший в Биеннале, на встрече в Посольстве Италии: «Я просто гулял по Биеннале в поиске новых идей и набрел на ничем неприметные цветные банки, их было много. И вдруг я замечаю, что от этих баночек тянутся едва заметные нити, которые соединяют эти баночки и тянутся вверх. Я подумал, вот как интересно. Спрашиваю у смотрителя - а как вам удалось довести такую хрупкую структуру неповрежденной? Она сначала не поняла, а потом сказала, рассмеявшись - да, это у нас давно уже руки не доходят снять паутину».

По-моему, очень показательная история. Ко всему прочему художники без ложной скромности установили конвейер для опускания монеток, наподобие конвейера Андрея Монастырского в Российском павильоне два года назад. Только в нашем павильоне монетки-«данаи» имели совсем другой смысл и предлагались  зрителю в подарок, а здесь собираются средства для будущих проектов художников.

Прогулка по Экспо

Если окажетесь в Милане до конца октября, стоит посвятить один день Всемирной выставке (учтите очереди по 20-40 минут перед входом в самые интересные павильоны).

Самая длинная и центральная улица Экспо - Декуманус - около 2 км. И все же я бы посоветовала пройти ее по крайней мере два раза: в одном направлении, рассматривая только архитектуру павильонов внешне, и в другом – заходя в некоторые из них. На мой взгляд, внешне самые интересные павильоны - это Россия, Япония, Кувейт, Эквадор, Италия, Франция, Венгрия, Великобритания, Казахстан, ОАЭ, Южная Корея, Вьетнам, Азербайджан.

О российском павильоне писали много, так что кратко скажу, что это, действительно, один из самых интересных и красивых павильонов на Экспо. Прямо рядом с ним интересный японский павильон, в него надо стоять как минимум полчаса и строго провести внутри 50 минут, причем раньше не выйдешь - даже не просите. Если не успеете, то вечером можно посетить его веранду (внутреннюю экспозицию закрывают и очереди уже нет).

Павильон США можно смело пропустить  - здесь довольно быстро и без очереди можно посмотреть на то, что едят американцы и по каким случаям в шести коротких и забавных мультиках (детям точно понравится). На немецкий павильон запаситесь терпением – здесь большой объем информации, изложенный в самой современной цифровой форме, в конце вас ждет концерт гитариста и певца о том, как важно любить природу. Напротив - довольно интересный павильон Марокко: ароматы специй, звуки диких джунглей, имитация жары в пустыне и прохлады рядом с водой.

Если времени немного, то не заслуживают особенного внимания тематические павильоны. Здесь предоставили место странам, которые являются производителем кофе, риса, шоколада, овощей и фруктов. Во многом эти пространства напоминают базары национальных поделок и продуктов. 

Павильон «Италия» по наполнению мог стать богаче, в основном здесь рассказывается о разных достоинствах страны - архитектуре, природе, искусстве. Самые эффектные залы – зеркальные, в которых как в калейдоскопе отражаются потрясающие фотографии самых выдающихся достопримечательностей Апеннинского полуострова: морского побережья, рек, древнеримских развалин, храмов, мозаик и росписей, живописи и фресок - все это в тысячи и тысячи отражениях на полу, стенах, потолке.

Ты оказываешься в иной реальности, где есть только ты и многочисленные окружающие тебя смыслы, заложенные в цветных зеркалах. Знающие люди посоветовали зайти в неприметный из-за отсутствия очереди и выдающейся архитектуры павильон ЕС прямо напротив итальянского, здесь покажут фильм с эффектом присутствия. 

Франция разбила перед павильоном настоящий плодоносящий огород, где растут помидоры, капуста, разные виды столовых трав от укропа до тимьяна и розмарина. В павильоне Святого Престола сначала расположилась картина Тинторетто «Тайное вечере» из храма Св.Тровазо в Венеции, а теперь ее сменил гобелен Рубенса.

Нидерланды ограничили свой павильон разнообразными забегаловками здорового фастфуда. А вот Великобритания вместо характерного для всех павильонов общего подхода к проблеме питания, решила рассказать о такой проблеме, как вымирание пчел и о технологическом изобретении для ее решения. 

Продвигаясь дальше, напротив пространства «Специи» и «Фрукты с овощами» расположились два очень достойных павильона, один из которых, на мой взгляд -  один из лучших на Экспо - Казахстан. Получасовое посещение дает почти полное представление о стране, достигается это не столько благодаря выставке, где показаны самые важные сельскохозяйственные ценности страны, но двум фильмам. В первом зале художница за какие-то 10 минут искусно «зарисовывает» важнейшие вехи истории казахской земли.

Затем в настоящем 5d кинотеатре мы пролетели над Казахстаном, полями, селами и над столицей. От Казахстана к Арабским Эмиратам. Сам павильон напоминает дюны, - творение Нормана Фостера.

Напоследок, если останется время, зайдите в павильон Южной Кореи. Сплошные современные технологии отсылают к павильону на Биеннале и приятно поражают формой и содержанием.  

Почти все павильоны закрываются в 21:00, а это значит, что стоит еще раз пройтись по Декуманусу, посмотреть на них при особом освещении и дойти до фонтана «Древо жизни», где проходит необыкновенно яркое световое шоу, достойное завершающего акцента насыщенной программы.