Во Франции после вступления в силу нового закона, призванного обеспечить поддержку мелким предпринимателям, подорожали продукты крупных брендов, такие как Nutella, "кока-кола" и сыр President.
Вступление закона несколько раз откладывали из-за протестов "Желтых жилетов". Закон предусматривает, что продукты больших брендов больше нельзя будет продавать дешевле себестоимости. К такой тактике прибегают многие крупные розничные сети, стимулируя продажи других продуктов.
Продукты, которые намеренно продают в убыток, на сленге маркетологов называются "лосс-лидерами". Теперь во Франции эта практика запрещена.
В соответствии с новым законом, магазины будут обязаны продавать все продукты с минимальной наценкой в 10%. Кроме того, запрещаются промо-акции, в ходе которых брендированные продукты уцениваются больше, чем на 34%.
Супермаркеты будут вынуждены поднять цену на продукты крупных брендов. В среднем рост цен составил от 5 до 10%.
Власти Франции уверяют, что закон, принятие которого было одним из предвыборных обещаний президента Эмманюэля Макрона, не сильно ударит по покупателям. "Домохозяйства будут платить больше только в случае, если они покупают исключительно "Нутеллу" и "Кока-колу". Цена "лосс-лидеров" вырастет, в то время, как стоимость мяса, рыбы, сыра и овощей останется прежней", - сказал в интервью телеканалу CNews министр сельского хозяйства Дидье Гийом.
Это же относится к аналогичным продуктам, которые продаются под собственными брендами магазинов - они по замыслу правительства не должны дорожать. По оценке министра, средняя сумма, которая каждая семья тратит на еду, из-за закона увеличится незначительно - тратить будут от 50 центов до трех евро в месяц больше.
По данным исследовательской службы при министерстве сельского хозяйства США за последние годы, французы тратят на продукты питания в среднем около 13-14% своего дохода. В 2014 году, по этим данным, французы оставляли в продовольственных магазинах 13,6% своих доходов. Для сравнения, россияне в том же году тратили на продукты 29,4%.
Министр Дидье Гийом дал понять, что хочет, чтобы закон применялся таким образом, чтобы супермаркеты также снизили наценку на сельхозпродукцию, которая, по его словам, сегодня составляет 30-40%.
Таким образом, фермерам должно доставаться больше денег, но критики отмечают, что этого может и не произойти - закон не обязывает магазины больше платить поставщикам. Закон критикует некоммерческая организация UFC Que Choisir. По мнению ее экспертов, небольшие торговые предприятия, в отличие от супермаркетов, не будут повышать цены, поскольку их наценка уже больше 10%.