Беспощадный бензин для греков

С недавних пор в Греции пользоваться автомобилем и отапливать дом стало особенно накладно. Слишком дорогими стали бензин и дизельное топливо. И виной всему «спасение страны».

Когда Георгиос Папандреу – глава правительства от социалистов (ПАСОК) начал в конце 2009 года курс «жесткой экономии», ему пришло на ум рассказать очень странную историю. Он поведал гражданам, что на улице к нему подошел человек и проявил желание отдать на нужды родины столько денег, сколько потребуется. Греки еще не знали, что спустя немного времени им придется идти на такие жертвы без согласия.

Неизвестно, был ли герой притчи Папандреу сумасшедшим или все это выдумка, но налоги на бензин в Греции поднимались несколько раз. И эта мера «добровольного» жертвования на поддержание бюджетно-долгового равновесия остается одной из самых непопулярных. И хотя цены на нефть на мировом рынке снизились, цена литра бензина в Элладе составляет в среднем 1,7 евро. Отопительный бензин (потребляемый стационарными двигателями) стоит примерно 1,3 евро. Но все помнят: стоит ценам на «черное золото» в мире немного подрасти, и греческий потребитель будет платить 2 евро за литр такого нужного автомобильного топлива.

Василий Колташов
Василий Колташов

Василий Колташов руководит Центром экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Преподавал политологию, а в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. В 2004-2006 годах работал в команде Института проблем глобализации (ИПРОГ), а в 2007 году перешел в ИГСО. Параллельно занимался журналистикой, рекламой и PR консалтингом. В ИГСО отвечает за экономический блок исследований, прогнозы и анализ. С 2007 года проживает в Афинах, Греция.

В период активных нефтяных спекуляций начала 2012 года потребление бензина в Греции резко упало. Но с падением цен оно несколько выросло, хотя в стране продолжается сокращение доходов населения (реальных и номинальных). За все более слабого потребителя развернулась борьба бензоколонок. Конкуренция на рынке усиливается, о чем свидетельствует факт: более 1 500 бензоколонок в Греции закрылись. Разумеется, с точки зрения либеральной экономической теории сильная конкуренция должна вести к росту, но Греция бесцеремонно опровергает такие представления.

Почти 60% семей не стали в этом году покупать топливо на зиму. В Элладе это влажный и прохладный сезон. В домах температура может падать до 12–14 градусов. Без отопления в особенно холодные дни бывает непросто. Электрические обогреватели спасают не всегда. Но многие семьи давно уже экономят на электричестве. Те, кто пытается отапливать дома дровами, уже вызвали гневный интерес властей. Пока налог на древесное топливо носит обычный характер, но есть планы обложить дрова большим косвенным налогом. Это, по вероятному мнению чиновников, должно раз и навсегда отучить греков отыскивать лазейки в налоговой политике. В 2012 году спецналог на бензин распространился и на топливо для обогрева домов, повысив его стоимость на 30–40%.

Все временные налоги давно уже стали постоянными. Повышенные ранее косвенные налоги на бензин никто не собирается отменять. Повышение платы за пользование – не слишком развитым – общественным транспортом позволяет личному автомобилю сохранять позиции. Хотя многие автовладельцы ограничили свои передвижения и стали чаще использовать другие средства: автобусы, метро и свои ноги. Налога на ноги в Греции еще не придумали, хотя налог на безработных уже есть.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?