Бавария, автобан недалеко от Аугсбурга. Полицейский патруль останавливает для проверки документов подозрительный мотоцикл. Водитель и его напарник нервничают, дают по газам. После короткой погони полицейские настигают мотоциклистов в лесу, они тормозит, разворачиваются, один из беглецов достает пистолет. Короткая перестрелка в ночном лесу на дистанции в десяток метров. Через несколько мгновений на земле остается лежать расстрелянный полицейский, а двое бандитов скрываются с угнанным мотоциклом.
Погибший баварский полицейский ‒ третий служитель порядка, убитый в Аугсбурге после 1945 года. Трагедия, произошедшая осенью прошлого года, потрясла не только город, но и всю Германию. Несколько месяцев интенсивных поисков дали результат на прошлой неделе: двое убийц задержаны, ими оказались рецидивисты-угонщики, двое братьев в возрасте 56 и 58 лет. Горячий материал для немецких СМИ ‒ младший брат уже убил однажды полицейского ‒ в возрасте 19 лет он застрелил патрульного на автобане под Аугсбургом. Оба брата по происхождению поляки ‒ их семьи приехали в Германию в 60-х годах.
Разумеется, убийство полицейского сложно записать на счет именно польской преступности. Однако трагедия произошла слишком кстати ‒ среди немецких обывателей, живущих недалеко от границы с Польшей, накопилось достаточно раздражения в адрес гастролирующих преступников.
Полное открытие границы с Польшей два года назад (ранее при каждом переходе границы граждане должны были показать свои документы ‒ сейчас же контроль происходит крайне выборочно) существенно обострило ситуацию и с угонами машин, и с банальными кражами. Польша и раньше слыла в Германии как место, где исчезают новые немецкие машины. «Как называют в Польше BMW? ‒ «Будет-Мой-Вскоре» и «Почему русские покупают в Германии две машины? ‒ Потому что одну они потеряют по дороге через Польшу» ‒ вот типичные немецкие шутки про поляков и машины, отражающие отношение немцев к угонам. Да что там ‒ когда у меня в Берлине взломали машину и выдрали из нее всю электронику, полицейские лишь пожали плечами: «До Польши час езды, что же вы хотите?» Через месяц у моего соседа тоже из-под окна угнали новый BMW X6.
Нельзя сказать, что немцы ничего не делают. Во Франкфурте-на-Одере полицейское управление просит усиления ‒ до двухсот дополнительных полицейских должны в течение двух месяцев нести усиленную службу в маленьких городках на границе с Польшей. Это, по замыслу полицейских, должно на какое-то время отпугнуть грабителей. Впрочем, эти меры могут лишь сгладить остроту напряжения, но не могут решить проблему в целом.
Однако, можно ли говорить о том, что именно восточный сосед Германии приносит немецким автовладельцам массу хлопот? Нет, это было бы неверным. Немцы славятся в Европе тем, что любят новые, большие и дорогие машины ‒ и именно поэтому немецких автолюбителей любят угонщики по всему Евросоюзу. Первое, что получает арендующий машину в немецкой компании Avis ‒ это памятка, в которой говорится, что компания не выдает в аренду машины дорогих марок (это значит ‒ например, Audi), если клиент хочет ехать в Италию. Слишком высок риск угона!
Похожа ситуация и в Испании ‒ там три года назад угонщики выставили на посмешище немецкого министра здравоохранения Уллу Шмидт. Министр решила поехать в отпуск в Испанию, взяв с собой служебный Mercedes ‒ чем очень порадовала местных угонщиков, мгновенно наложивших лапу на роскошную машину. Прокатная компания Sixt, славящаяся своей острой рекламой, отреагировала немедленно, выпустив плакаты с портретом министра и сообщением о том, что, когда в следующий раз фрау Шмидт поедет в Аликанте, ей стоит подумать об аренде машин в местном офисе Sixt.
Иными словами, на хорошей машине немцу не стоит выезжать никуда за границы своей страны. Да и зачем выезжать? Только в Германии есть бесплатные автобаны, на которых нет ограничений скорости.