Москва и Питер: шанс на удобство

На днях в Петербурге известный датский архитектор и урбанист Ян Гейл, консультирующий теперь и Сергея Собянина, рассуждал о том, есть ли у Москвы и Питера шансы стать нормальными европейскими городами. Например, как Копенгаген, родной город Гейла, признанный одним из самых удобных для жизни.

Я люблю сидеть на балконе большого дома на Исланд Брюгге.  Раньше это был соевый элеватор. Теперь – отличный дом с квартирами. Вид на тот самый Bron, про который снят сериал. Мы курим с другом, глядя на то, как садятся самолеты в копенгагенский аэропорт. Неважно, как много мы курим и пьем пива. Я точно знаю, что завтра я все равно попаду вовремя в любую точку Копенгагена – на стене друга висит расписание не только автобусов, но и морских трамваев. 

Считается, что дом далеко от центра города, хотя его и видать практически отовсюду. Только там, в Копенгагене, я понимаю, что такое грамотно организованная транспортная система.

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Я выхожу из дома за две минуты до того, как к пристани подходит пароход. Мимо меня проносятся десятками велосипедисты, у которых тут больше прав, чем у водителей авто. Они едут даже по дождю и снегу. Этот народ не победить, если он гоняет на великах даже в метель. Но это их выбор транспорта. И с этим тут тоже считаются. На мой взгляд московского зануды, даже слишком считаются.

Копенгаген - это то, каким мог бы быть Питер, если бы его не превратили в такую шнягу его обитатели после Петра. Но что сделано, то сделано. Хотя все, что заложено Петром, и есть основа нормального европейского города и именно в нем, а не в Москве, можно было бы довольно быстро привести все в порядок. Для этого, на самом деле, нужно не так много – желание руководства и, к сожалению, самих жителей.

К сожалению, потому что как в Питере, так и в Москве, основная проблема для превращения их в города пригодные к проживанию - это сами граждане.

Вертикальные отношения или их отсутствие между городом и руководством города – это причина привыкания к тому, что в Питере до лета могут стоять дома, залитые грязью по третий этаж прямо на Невском. И к структуре города это не имеет отношения. Это привычка – жить в грязи.

Я никогда не понимал, почему на прекрасных парапетах Невы невозможно сидеть в любое время года – потому что они тупо грязные. Кто в этом виноват? Собчак, Павел Первый или папа ваш – Студебеккер? Питер - мой родной город. И именно поэтому я стараюсь туда лишний раз не захаживать.

То, что касается транспортных проблем, так у Питера их в некотором смысле гораздо меньше, чем у Мск хотя бы потому, что он спланирован предками правильно и почти всегда есть на примете поворот направо – чтобы объехать пробку. Это вам не плоды усилий советских градостроителей. Тут профессионалы работали. Итальянцы, ставшие великими русскими архитекторами.

Классической считается проблема разводных мостов. Типа как мы будем выпивать до ночи с друзьями, если вот-вот разведут мосты, и мы не попадем на ту сторону. (независимо от того, где ты сейчас находишься – на Рубинштейна или на Лесной). А она тем временем решается именно использованием того самого водного рубежа, который становится препятствием для влюбленных и пьяниц. Ночной морской транспорт может быть реальным хитом. И пристани есть, и посудины имеются. Говорите, что придется платить морякам за работу ночью? А с чего вы решили, что это наши проблемы? Включите вертикаль и надавите на руководство города, в конце концов.

Лень? Тогда может не стоить ныть, что над вами суицидальное небо и уникальные белые ночи. К тому же точно такие же белые ночи есть и в Хельсинки, и в Мурманске, и в Архангельске. А какие белые ночи в Норвегии…

Есть еще одна идейная проблема. Я помню хорошо Питер с 60-х годов. И все это время он производил впечатление прекрасных руин, населенных бандерлогами. Именно эта бандерложья философия почему то предполагает использование черного хода, как основного, и заколачивание парадных подъездов во всех прекрасных домах города. Но бог с ними, с кухаркиными детьми, которые решили, что они и есть соль земли. Просто пора уже этот отвратительный тренд повернуть вспять. Нет ничего прекрасней питерских парадных. И пусть они будут лицом города.

А про Мск есть одно наблюдение: кортежи кортежами, но пробки на миллионный город - это производное от бесконечного хамства москвичей на дорогах. За последние года три, слава богу, почти перестали давить людей на переходах и даже пропускают пешеходов. Но выезд на перекресток – это классика. Из-за одного ушлепка, который решил, что ему нужно срочно проехать пять метров  вопреки правилам и обычной человеческой логике, обычно встает весь район. Не говоря уже о людях, которые едут по тротуарам и по встречке. И причем тут кортежи-то?

В Америке есть правило желтого квадрата, которым как раз и обозначены стороны перекрестка. Въехал на него – получи по полной. Как за езду по встречке.  Это могло бы слегка разгрузить идиотическую езду по Москве.

Еще одна причина непроходимости города – перегороженные всякими конторами проезды. Вы только посмотрите, сколько поворотов направо с и без того дурно сделанной артерии закрыто, перекрыто шлагбаумами, какими-то новыми фирмочками и бессмысленными заводиками проездов. Вы ахнете. Снесите это к чертям собачьим.

Превращение мегаполиса в нормальную среду обитания - это задача превращения города в небольшие зоны, которые существуют внутри большого города, но носят все признаки города маленького, удобного для жизни. Я не знаю, что будут делать новые власти, но только в небольшом районе, где все есть для жизни отдельно взятого человека – это и психическая разгрузка и организационная для всего города. Чтоб не надо было метаться по всему 30-километровому городу в поисках нужной услуги.

И опять-таки – Москва-река может быть отличной транспортной артерией, а не площадкой для пьяных корпоративов. И не надо этих сказок, что, дескать, фарватер у Москвы-реки не тот, и то не то и се не это. Водные трамваи и прочий водный транспорт легко соединяет самые труднодоступные в час пик районы города – от Филей до Нагатинской поймы. Но для этого нужно решение. И, конечно, освобождение набережных от чудовищных свалок, которые носят самые разные названия.

На самом деле Москва - один из немногих городов мира, где самые сладкие куски земли – вдоль реки - отданы до сих пор под какие-то кучи щебня и отвратительные склады. Даже удивительно, почему это до сих пор в таком состоянии. Прямо как в Манчестере эпохи промышленной революции. Алло, нету никакой уже промышленной революции. Она вся в Китае и в Калифорнии. Освободите, наконец, сотни акров вокруг Шелепихинской набережной. Люди в пробках стоят. Да и вдоль Павелецкой тоже. А гравий этот можете насыпать себе на полянку в Барвихе. Люди порадуются.

И когда, наконец, Москва посчитает реальное количество жителей, а не то, какое нравится руководству, то многое тоже станет ясно. Откуда такое давление на инфраструктуру. Да – нелегалы. Да, неприятно. Но жить-то так тоже нельзя.

Одно, на мой взгляд, хорошо – что позакрывали бессмысленные советские производства в центре города. Хотя бы теперь грязь на наших воротниках уже не черная, а просто серая. Теперь бы надо вообще от нее избавиться.

Для все той же психологической реабилитации парки должны быть доступны для граждан. Простой пример – буквально за четыре года прекрасный парк, что за Тимирязевской академией (главное здание работы Бенуа), абсолютно стал недоступен для жителей района. Руководство академии решило, что негоже быдлу бродить по террасам пялиться на статуи и прогуливаться вдоль грота, где убили нечаевцы студента Иванова.

Огромный парк полностью выключен из жизни района. Зато его сдают для сьемок костюмированных фильмов из прошлой жизни. Влияет это дурно на нравы населения? Безусловно. Но я могу таких парков еще припомнить штук десять в Москве. Давайте еще вытолкаем людей назад на асфальтовые площади средь лужковского Третьего Сна Веры Павловны, что про стекло и бетон. И удивимся, откуда в людях столько агрессии и злобы.


Читайте также
Share
2
Комментарии (2)
  1. Усенко Андрей 27 ноября 2013, 01:55

    Не зря говорят "Русская свинья": на всех стенах города бестолковые надписи, 250000 ржавых страшных гаражей, зассаные парадные, разбитые остановки, повсюду мусор-а власть, вместо того, чтобы использовать свой административный ресурс и принимать жесткие волевые решения, сидит и сопли жует, тихонько расхищая бюджет города! При Полтавченко почти все проекты заморожены (реновация, зоопарк, DreamWork, снос гаражей, Лахта-центр, Новая Голландия и др.) Один из красивейших городов мира(!) принимает туристов меньше, чем какая-то Прага! Откуда взять профицит бюджета, если стадион, который в Европе строится за 8 млрд рублей и 3 года у нас "сожрал" 44 млрд за 8 лет и готов на 35 %. Судите сами...

  2. Пехтерева Снежана 24 сентября 2013, 17:37

    И несомненным признаком европейского культурного города для Санкт-Петербурга может стать элементарное отсутствие угрозы со стороны собачьих стай, которые после введения программы "отлов-стерилизация-выпуск обратно" заполонили жилые кварталы.

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?