Французские афиши на выставке в Пушкинском

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка французской рекламы конца XIX — начала XX века.
 

Выставка «Афишемания» продлится до 21 апреля.  В экспозиции показаны 130 афиш из собрания музея.

Зрители увидят работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы: Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других.

Афишемания — такой диагноз метко поставил обществу публицист и литератор Октав Юзанн, описав ее симптомы в статье о коллекционировании афиш в журнале, посвященном обзору книжных новинок. С момента появления на улицах Парижа произведений Жюля Шере, Адольфа Вийетта и братьев Шубрак в конце 1860-х — 1870-е годы к азартной охоте собирателей гравюр подключились любители афиш, составившие к концу XIX века целую армию.

Материалы по теме

Художники, поднявшие рекламу на уровень произведения искусства, спровоцировали небывалый интерес публики и обеспечили афише роль главного объекта на художественном рынке того времени.

Афишемания повлекла череду преступлений. В 1890-е годы во французской прессе подробно освещались судебные процессы о скупке и укрывательстве тиражей плакатов для искусственного завышения цен, разоблачались сговоры торговцев и коллекционеров с расклейщиками рекламных фирм, обсуждались ночные хищения в издательствах, спекуляция и, наконец, банальное воровство афиш со стен.

Заказчик рекламы «Мексиканского шоколада», оплативший весь выпуск, публично обвинял издательство в махинациях с тиражом, упрекал в недостаточном размещении афиш Эжена Грассе на улицах и наличии большого их количества у торговцев эстампами.

Признание иллюстрированной рекламы как искусства благородного и достойного залов Парижского салона подтверждалось успехом выставочных проектов.

В 1889 году на Всемирной выставке, где демонстрировались мировые достижения науки, техники и культуры, искусство Франции наряду с живописью было представлено литографированной афишей. Экспозиция была открыта с мая по ноябрь и воспринималась посетителями как показ исторического развития и эволюции нового жанра в искусстве. 

В России коллекционирование плакатов в ХIX столетии не получило широкого распространения. Увлеченно художественную рекламу собирали два московских коллекционера — известный знаток гравюры Павел Эттингер и представитель российского предпринимательства Фёдор Фёдоров. Благодаря им сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской литографированной афиши в России.

В нее входят работы художников второй половины XIX и начала XX века, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы. Это пионеры литографированных объявлений с иллюстрациями для витрин книжных магазинов Поль Гаварни и Леон Шубрак, создатель жанра художественной афиши Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо.

Работы этих мастеров представлены на выставке в семи разделах, отражающих различные темы и аспекты искусства плаката: «Стены, заборы, витрины», «Живопись улиц», «Кабаре, театр, выставки», «Музы коммерции», «Велосипеды, аэропланы, шины», «Вино, табак, консервы», «Стиль эпохи: ар-нуво».

 


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?