Томас Гейнсборо в Москве

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка одного из главных британских художников XVIII века.

Сегодня в ГМИИ открывается выставка Томаса Гейнсборо, основателя британской художественной школы XVIII века, любимого художника короля Георга III. Даже если вы не помните, кто такой Гейнсборо, вам точно знакомы герои его портретов: бледные мужчины и девушки, этакие английские розы, закутанные в небесно голубые шелка, гуляющие по парку в окружении легких белых тканей и со страусовые перьями в напудренных волосах.

В Москву для выставки привезли сто произведений живописи из 11 ведущих музеев Великобритании, а также из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа.

Среди уникальных экспонатов из Великобритании – парадный «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом».

Некоторые из картин Гейнсборо, например, два пейзажа на стекле, из-за своей хрупкости никогда не путешествовали за пределы страны. По признанию куратора Анны Познанской, она сама ни за что бы не отдала их на выставку – слишком опасно. Куратор отмечает: британские музеи дали невероятно редкие и ценные работы, несмотря на сложные политические отношения Москвы и Лондона, а, возможно, и благодаря усложнившейся внешне политической обстановке.

В это время как никогда важно поддерживать культурные и человеческие связи, добавляет директор Пушкинского музея Марина Лошак.

Пейзаж на стекле

На протяжении всей своей жизни Гейнсборо брал уроки у старых мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, которая сильно отличалась от общепринятого в тот период торжественно-парадного стиля.

На выставке эту преемственность можно проследить по картине «Снятие с креста», исполненной Гейнсборо по гравюре с произведения Рубенса. Само цветное полотно художник увидел только намного позже по время поездки в Антверпен. Генсборо удивительным образом угадал колорит картины по черно-белому изображению.

«Рыночная повозка», 1786. Фрагмент

Оммажем Рубенсу стал и последний масштабный пейзаж мастера «Рыночная повозка», который также можно увидеть на выставке.

Известно, что Гейнсборо, как и полагается британцу, любил пейзажи и всегда с удовольствием писал их на досуге. Однако платили художнику в первую очередь за портреты. Неудивительно, что он сам этими портретами тяготился, если учесть, что работа с заказчиком тогда происходила в формате, знакомом сейчас многим дизайнерам.

Портреты стоили очень дорого, и некоторые аристократы не видели смысла раскошеливаться и платить за них дважды. Но время шло, мода менялась, семья росла, таким образом в задачу художника входила перерисовка. На полотнах менялись прически, платья или даже добавлялись новые герои. Как например, на этом портрете супругов Бим – художнику нужно было дорисовать только ребенка, но это повлекло за собой целый ряд изменений.

На первой версии картины была изображена только пара молодых сразу после свадьбы. Довольный заказчик уехал в колонию на Ямайку вместе с супругой. Когда же чета Бим вернулась на родину, художник, может, и пожалел, что Джоржа Бима не забили палками взбунтовавшиеся рабы на сахарной плантации.

У пары появилась дочь. Соответственно, её-то и надо было добавить на полотно. Чтобы мама и девочка не сливались в одно ватно-сахарное пятно, художник перекрасил платье Луизы Бим в голубой цвет, а фигуру девочки отбил темным плащом.

Но надо признать, что Гейсборо не всегда соглашался переписывать портреты, чем проигрывал своему главному оппоненту, основателю Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдсу, в работе с заказчиком.

Как всегда, кураторы подготовили интересный каталог. Также выставке будет посвящен ежегодный международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» – в его рамках в музее с 1 по 23 декабря состоятся «Прогулки с Томасом Гейнсборо».

Выставка продлится до 1 марта 2020 года.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?