На авто по Италии

Какую бы программу самостоятельного путешествия на машине вы ни наметили себе, полезно будет прочесть эту памятку как общие рекомендации по автопутешествиям в Италии.

 1. Аренда машины. Наш совет – берите авто ТОЛЬКО в крупной сетевой компании. У меня был случай, когда моторчик турбоподдува у машины, которую арендовал мой друг в AVIS, забарахлил. Машина едет, но – ни ускорения, ни больше 100 км/час, не получается. Мы добрались до ближайшей автостанции, где нам устранили, как оказалось, легкую неисправность. Но когда я позвонил в AVIS, мне назвали два ближайших города, где можно заменить машину. К счастью, не понадобилось, но сама возможность поменять авто в ближайшем городе душу грела. Купите сразу же карту. В любом аэропорту есть ларек, так называемая «Эдикола». Эдикола – это табачная лавка + лотки прессы + всякая мелочь. Там же продаются и карты.

2. Кредитки. И взять машину, и забронировать самостоятельно отель по интернету, можно не по любой кредитке. Спросите в своем банке, позволяет ли Ваша карточка бронировать дистанционно, есть ли возможность холдирования (это временное удержание средств до выполнения Вами своих обязательств – заезд в отель, аренда машины…). На всякий случай привяжите эту карточку к отдельному счету с умеренной суммой: от трех до пяти тысяч евро. Это убережет Вас от мошеннического снятия крупных сумм, если Вы вдруг используете эту карточку не в самых надежных магазинах и ресторанах.

3. Навигатор. Сегодня соотношение цена-качество навигаторов таково, что я бы советовал его иметь даже при недельном автопутешествии. Позаботьтесь только о том, чтобы электронная карта Италии была загружена. Это файлы можно поискать и скачать в интернете.

4. Телепасс. Это устройство, которое крепится к лобовому стеклу и автоматически заставляет открываться шлагбаумы автострад. Не знаю, есть ли возможность у туристов купить телепасс в Италии. По крайней мере, мой телепасс привязан к моему расчетному счету, и эту услугу я заказал в банке. Но даже если такая возможность есть, игра не стоит свеч: пользоваться платными автострадами Вы будете считанное количество раз - редко когда больше раза в день. То есть не заморачивайтесь, хотя для итальянцев, которые ездят часто, эта штука удобна. Главное не въезжайте на автостраду и не съезжайте с нее на выходе, где нарисована буква «Т» на широкой желтой вывеске. Взять талон или заплатить там негде. Придется «пятиться», что доставит неудобства тем, кто за Вами.

5. Платные автострады – как въехать и как платить. Сайт частно-государственной компании, которая управляет автострадами - www.autostrade.it. Есть версия на английском. К въездам на автострады ведут зеленые указатели. Когда Вы подъезжаете к автостраде, правильно выбирайте въезд. На небольших въездах (до двух гейтов) у любого шлагбаума есть автоматы для получения талона. Сразу же выберите место в машине, куда Вы всегда будете класть талон, и не теряйте его. По идее, при выезде без талона кассир будет обязан с Вас взыскать по тарифу так, как будто Вы въехали в самой дальней точке Италии относительно места, откуда Вы сходите с автострады. Это часто в районе 100 евро. Иногда даже до 180. Но уж если потеряли, говорите: «Соно туристо, о персо иль бильетто». Легко могут и простить, если назовете точку въезда. Итак, подъезжаете к воротам, где нарисован талон, останавливаетесь поближе к автомату, вытаскиваете картонный билет и въезжаете. Нужно быстро сориентироваться – Вам направо или налево. Выбрать верный путь поначалу непросто: вам не всегда поначалу будет понятно, по направлению, скажем, к Анконе или к Болонье ехать. Но об этом чуть позже. Итак, Вы доехали до своего съезда с автострады. Нужно вспомнить о двух вещах: талончик и правильные ворота. Когда шлагбаумов много, то часто выделяют один или несколько съездов только для владельцев телепасса или специальной карты. Ваши съезды – это где показана рука или монетки: то есть где Вы сможете расплатиться. Если рука, то отдаете билет кассиру, и монитор перед Вами покажет, сколько с Вас. Расплачиваетесь. Если Вы подъехали к платежному автомату, то сначала всуньте билет, автомат его «проглотит» и покажет, сколько стоила поездка по автостраде. Насыпьте в лоток монеты или вставьте купюры. В нижний лоток высыпется сдача, и откроется шлагбаум. Забирайте сдачу и выезжайте.

6. Остановиться, чтобы подумать. Когда Вы въехали на автостраду, и не знаете, Вам направо или налево, включите аварийку и подъзжайте вплотную к развилке до упора. Дайте машинам возможность объезжать Вас с обеих сторон. Доставайте карту и разбирайтесь. Обычно направления указаны крупными городами в округе до 300 км. Есть и исключения: самые южные и северные точки страны начинают появляться на указателях больше чем за 500 км. Не спешите: на автостраде развернуться негде – придется съезжать, и проходить процедуру заново. Выбрали? Аккуратненько въезжайте, сменив сигнал аварийки на поворот.

7. Заправки на платных автострадах. Это комфортные зоны для машин и людей. Сначала подъезжайте к бару. Ставьте машину на разметке. Не на каждой заправке на автостраде есть полноценная столовая, но на каждой – туалет, магазин, бар, где продаются напитки и так называемые панини (бутерброды). Примеры сетей баров на автострадах: www.autogrill.com, www.finigrill.com. Бар всегда находится ближе к въезду в такую авто зону, а заправка – ближе к выезду, поэтому сначала кофе, потом топливо. Пробить чек нужно в кассе, назвав то, что хотите, а поэтому возьмите ручку и листок и запишите с витрины наименования своих пожеланий. Листочек можно показать кассиру, чтобы не испытывать затруднений с произношением названий из вашего заказа. Когда заплатите чек, подходите сначала к продавцу бутербродов, он вам выдаст заказ, потом этот же чек покажете бармену, который занимается напитками. Кафе нормале у итальянцев – самое что ни на есть ядреное эспрессо. Наливают мало, но очень крепкий. Чуть более разбавленный – кафе лунго. Капуччино вам, конечно, знакомо. Рекомендую брать в барах на автострадах свежевыжатый апельсиновый сок. Он называется «спремута». Тем более набор: кофе+спремута+пирожное или бутерброд всегда стоят дешевле, чем заказ по отдельности.

8. Заправляемся. На платных автострадах есть два способа заправиться: «Fai da te!» (по нашему «сделай сам») и «Servito» - о вас позаботятся. Рекомендую «Servito» - разница в цене на топливо очень незначительна, а из машины можно и не выходить. Проще всего заполняться до полного, для этого достаточно сказать «пьено», что значит «полный» (бак). Только четко называйте что заправить. Или «la benzina» (она же «ла бензина нормале» или «ла бензина сенца пьёмбо», что значит «без свинца»). Или «diesel» - говорите как в России «дизель». Получится так «ла бензина нормале пьено» или «дизель пьено». О качестве и марках бензина можно не задумываться. Чаевые давать не обязательно, но одному евро заправщик будет рад и пожелает счастливого пути.

9. Заправляясь, почистите лобовое стекло (при высокой скорости мошки его пачкают). Обычно возле каждого автомата стоят ведра с моющей жидкостью и полу-щетки – полу-швабры. Если не поленитесь выучить по-итальянски «потреббе пулире ла парабрецца?» (могли бы Вы почистить лобовое стекло?), то заправщик исполнит просьбу. Хотите размяться – помойте раствором сами.

10. Скорость на платной автостраде. Правилами предусмотрено верхнее ограничение 130 км/час. Но зачастую, особенно при ремонте дорог, действуют более строгие ограничения. На дорогах достаточно плотно установлены радары, и превышение чревато штрафом, который, кстати, из России заплатить затруднительно чисто технически. Но если машина арендована, штраф будет списан с вашей кредитки. Местные знают, где установлены радары, и зачастую превышают скорость на тех участках, что кажутся им безопасными. Однако на многих автострадах уже появились системы, которые анализируют весь поток транспорта. Если машина не могла бы, соблюдая предписанный скоростной режим, оказаться в этой точке, придет штраф за превышение, даже если радар не засек непосредственного нарушения. Судебный прецедент закрепил эту практику, и, видимо, повсеместное внедрение такого контроля – дело ближайших лет.

11. Особенности ПДД в Италии. Хотя теоретически правила почти одинаковы, есть нюансы в практике вождения. Но сначала об одном существенном отличии. В России почему-то приоритетное право имеет въезжающий на круговое движение. В Италии ротонда почти всегда трактуется как перекресток, и приоритет имеет тот, кто находится на кругу. Таким образом, на въезде на ротонду почти всегда установлен знак «уступи дорогу». И это правильно: ротонды распространены, и во многих местах заменили собой светофоры по причине удобства. Остальное – как в России, НО! В Италии на самом деле нельзя обгонять справа – никто такого обгона не ожидает, и при перестроении в правое зеркало даже не смотрят. Нельзя ехать по обочине за непрерывной полосой: это серьезное нарушение – по этой полосе полиция или скорая реально быстро прибывают, скажем, к месту аварии. Нельзя задерживать левый ряд: тут же кто-то сзади прижмется аварийно плотно, и будет требовать уйти вправо. И, конечно, обязательно нужно пропускать пешеходов.

12. Замеры скорости на проселочной дороге. Менты в кустах не прячутся, но иногда все-же на скорость ловят. Основа принуждения к соблюдению скоростного режима – это автоматические радары. В последние годы во многих поселках, особенно перед школами, устанавливают системы «радар-светофор». Допустимая скорость в населенных пунктах Италии – 50 км/час. Если ты проезжаешь поселок с превышением, через 100 метров после радара тебя встретит красный сигнал светофора. Ни штрафов, ни санкций, просто постоишь пол минутки, и следующий раз едешь помедленнее. Думаю, в ближайшие годы эти системы станут повсеместными: сегодня это недорого, и даже питание производится от солнечных батарей.

13. Взятка полиции. Упаси Вас бог попытаться «решить вопрос на месте». Я слышал, что на юге страны такое еще бывает, но даже и там такого рода коррупция сходит на нет. Полицейский будет просто обязан арестовать Вас при попытке дать ему взятку. Поэтому, если попались, скажем, разговаривая в движении по телефону или не пристегнувшись ремнем безопасности, будьте готовы показать документы, потратить минут 15 на заполнение протоколов, и платите официальный штраф. Плюс один евро за почтовые услуги по отправке – вот ровно этот один евро полицейский берет без квитанции. Кстати, не везде. Почему – не знаю.

14. Заправиться без заправщика. Почти на всех дорогах, кроме платных автострад, есть множество маленьких заправок без персонала. А в субботу и воскресенье даже большинство крупных заправок работают только в автоматическом режиме. Тогда подъезжаете к колонке (обратите внимание на тип топлива – бензин/дизель), запоминаете номер колонки, идете к платежному терминалу, помещаете купюру (советую, особенно первый раз не больше 20 евро), видите что терминал распознал (будет указано «credito 20 euro», выбираете на терминале номер колонки, с которой будете заправляться, и только потом снимаете заправочный пистолет и заправляетесь.

15. Парковка. В туристических зонах в сезон припарковаться обычно нелегко. Спросить где паркинг нужно так: «Скузи, дове иль паркеджо?». Итальянцы приветливы – подскажут. Если паркинг в помещении, оплата обычно происходит так: при въезде, чтобы открылся шлагбаум, нужно нажать на кнопку и получить талон. Сохраните его, и когда будете забирать машину, дайте его в кассу. Талон «прокатают», после чего у вас будет 15 минут, чтобы выехать. На выезде поместите его в автомат, шлагбаум откроется. Паркинги под открытым небом имеют синюю разметку. Припарковались, и ищите паркомат. Здесь очень нужна мелочь: бросая монетку за монеткой, вы видите на экране, как увеличивается оплаченное время. Потом нажимайте главную кнопку, и тот чек, что выпал, положите вовнутрь машины, чтобы оплаченное время легко можно было рассмотреть через лобовое стекло.

16. Въезд запрещен. Кроме привычного нам «кирпича» есть ограничивающий знак с надписью что-то вроде «Zona traffico limitato» (зона ограниченного движения). Зачастую указывается время, когда такой въезд запрещен. Особенно накладно нарушать этот знак в популярных туристических зонах: такие штрафы реально приходят.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?