Шотландия
Шотландия

Это Шотландия, детка!

Yes или No? Известный журналист и писатель, автор книги «Путешествие виски. Легенды Шотландии», Игорь Мальцев рассказывает, чем грозит независимость Шотландии и почему будет лучше, если в стране ничего не изменится.

Остров Джура, который лежит через небольшой пролив от самого популярного острова Шотландии среди мировой пьющей общественности – Айла, имеет все лучшее, чем славится Шотландия. Горы (их тут называют «Сиськи Джуры»), долины, стремнины, заливы, викингов, кельтов, великую британскую литературу, богатую фауну, одиночество и виски.

Мы приехали на местную дистиллерию, которая называется бесхитростно – Jura Distillery, - чтобы познакомиться с реальным воплощением местной виски-индустрии Вилли Кокреном.

Чтобы выпить в бывшем доме директора, который теперь называется «гостевой», местный виски – и мягкий Jura, и торфянистый Prophecy и совершенный эксклюзив Jura Tastival, сделанный к фестивалю острова.

Здесь любят музыку, выпить, сходить на рыбалку, любоваться морскими котиками, выдрами и птицами. Здесь не бывает снега. Здесь иногда бывает солнце, часто дождь и ветер, часто все это одновременно. Это Шотландия, детка.

Земля, которая бьет энергией как током. Это на Айле несколько дистиллерий с мировой известностью, аэропорт, средняя школа – просто цивилизация. А тут одна церковь, в которой проходит выставка «Jura  в старых фотографиях», начальная школа, в которой двенадцать детей, один паб и одно кафе.

А несколько километров вглубь острова начинаются поля, по которым бродят олени, словно с этикетки виски.  Для того, чтобы прикоснуться к великой британской литературе, нужно тащиться на другой конец пустого острова, где на краю скалы стоит белый дом, где жил и писал свой самый неприятный роман «1984» Джордж Оруэлл.

Здесь одно кладбище. Где хоронить начали задолго великой промышленной революции. Но где на старых могилах можно хоть с трудом, но различить якоря.

Нас проводит местный житель, он же водитель мини-автобуса, он же хозяин коттеджа неподалеку. 

Когда он, отбиваясь от оводов, закончил экскурсию по небольшому кладбищу и стал грузить нас в автобус, я его спросил, извинившись, как он будет голосовать в сентябре – Yes или No. Yes – значит за независимость от Англии с Уэльсом и Северной Ирландией, No – против отделения. Он посмотрел на меня и сказал: «Of course Yes».

Дальше я обычно не веду беседы. Потому что уже по опыту знаю, что у сторонников отделения – вполне стандартный набор аргументов. И такое же количество отсутствия внятных ответов на вполне конкретные вопросы о дальнейшем будущем Шотландии.

Как только что написал мой любимый шотландский музыкант Майкл из We Are The Physics, «когда мы проголосуем за отделение, пути назад не будет. Поэтому они так разогревают нас перед голосованием. Но пути назад не будет и когда мы проголосуем против отделения. И может быть мы будем сожалеть об упущенной возможности. Маллиганов не будет».

«Маллиган» - это термин из гольфа, способ доигрывания с предыдущей позиции.  Вы понимаете, если уже панков из Глазго волнует голосование, то оно реально уже затронуло всех.

В общем-то, вся территория выше Адриановой стены – она словно остров Джура. Малонаселенная, дикая, талантливая, пьющая, прекрасная и свободолюбивая. Которая придумала все на свете - от физики Максвелла до элементарного асфальтового покрытия.

Римляне отделили эту страну от Юга по одной причине – они устали от агрессии со стороны скотов и пиктов.  Ну, а потом, когда они ушли внезапно, бесповоротно и без объяснения причин, скоты дали жару южным соседям, которых обезоружили предусмотрительные римляне. 

Шло время, от пиктов (pittore – «раскрашенные», так их называли римляне из-за татуировок) остались рожки да ножки. Да и скоты тоже слегка съежились. Так или иначе – на территории сегодняшней Шотландии живет не совсем единый народ, а несколько.

Те, что на островах  и на западе – гэльскоговорящие потомки кельтов и викингов, на юге и по побережьям – «тевтоны», то есть потомки старых англов и саксов, племен германских, и есть горцы – прирожденные разбойники, скрывавшиеся от закона в горах.  Конечно, это все гремучая смесь, и она очень креативна. И консервативна одновременно.

Этот парень на Джуре сказал, что он хочет, чтобы Шотландия была свободна.

Что это значит, кроме горящих глаз и отсылок к Робби Бернсу, который по профессии был не столько поэтом, сколько акцизным офицером на винокурнях?

Что такое великая шотландская мечта о независимости? Баня, водка, гармонь и лосось? То есть – замки, виски, bagpipe (волынка – прим.редактора) и лосось?

На самом деле экономика Шотландии держится на нефти, виски, технологиях и лососе с устрицами и лангустинами. А еще на британских базах подводного флота типа «Клайд» в Фазлейне, которая дает работу восьми тысячам шотландских человек.

Два года назад выпустили 25 209 400 литров виски. С тех пор производство только растет. В деньгах это 4 миллиарда фунтов. Кстати, в Британию поставляется 25 235 200 литров виски.

А что там с нефтью? 24 миллиарда баррелей на общую сумму полтора триллиона фунтов. Сторонники Yes свято верят, что у них останется 90 процентов от этих денег.  И что вот тут-то они все сделают как в Норвегии. Что будет создан «фонд суверенного благосостояния» и все будет круто. Я слышал одного профессора из Абердина – Алекса Кемпа - на эту тему.

Мне было недосуг с ним дискутировать, потому что он все-таки профессор, а я просто русский моряк, но состав компаний, которые качают нефть из шотландского шельфа, мне что-то глубоко сомнителен. Особенно, когда разговоры про 90 процентов от полутора триллионов. Более половины из них – английские. И они понимают, что им молодое государство первыми повысит налоги. Ну и свои тоже будет доить по полной.

При этом, чтобы уговорить приехать в Шотландию специалистов, которые могут заработать больше в Ставангере или в Хьюстоне, это еще надо постараться. Не настолько тут развита инфраструктура и высоки зарплаты.

Кстати о зарплате. Смотрел я тут давеча второй раунд теледебатов Алистер Дарлинг-Алекс Салмонд. Причем, Дарлинг -  No, а Салмонд, как лидер  SNP и первый министр -  Yes.

Салмонд убрал Дарлинга как ребенка. Он был очарователен – ровно настолько, насколько может быть очарователен мужчина с лицом свин…Салмонда. На вопросы он отвечал легко и непринужденно.

Например – а что будет с фунтом стерлингов на территории независимого государства? Какая будет валюта? – он отвечал «А какую захотим, такая и будет. Вон Норвегия живет со своей валютой – или Швеция. И отлично себя чувствуют. Да хоть рубль!»

А шотландский долг он предложил по-честному разделить с банком Англии. Или войти в валютный союз с остальной Британией. Это план «B».  Второй план «B» состоит в том, чтобы иметь собственную валюту, но привязать ее, например, к евро.

Третий план «B»  в том, чтобы иметь собственную валюту, не привязанную к курсу сторонней валюты – как это делается в Норвегии, что оптимально для нефтеэкономики.

Но мы садимся вечером за прекрасный стол на третьем этаже гостевого дома дистиллерии Jura и наливаем потихоньку из каждой бутылки понемногу – надо попробовать Jura Superstition, потом Durachs’ Own ну и, конечно, Elixir.

Мы сидим в старых кожаных креслах и смотрим в огромные окна на залив, который потихоньку темнеет. Мы говорим о том, что недавно англичане нам высказывались в плане «баба с возу»  и о том, что даже банки в Шотландии принадлежат англичанам – Royal Bank Of Scotland, Clydesdale.

А потом кто-то из нас говорит – «А хорошо бы, чтобы ничего не менялось тут никогда». 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
3
Комментарии (3)
  1. Doc Scot 4 сентября 2014, 12:04

    свежий отчет о перспективах развития нефтегазовой отрасли Шотландии на следующие 100 лет. Недели две назад премьер Дэвид Камерон секретно летал на Шетландские о-ва, где обнаружили новое огромное месторождение газа. Ни одни из местных СМИ не упомянули этого, а также того, что на о-вах ежедневно кипит инженерная работа, местные аэропорты забиты чартерными рейсами, а в плавучих общежитиях и всех местных отелях номера забронированы на 5 лет вперед (постоянно на месторождениях и на суше там трудятся до 5,000 рабочих). Читайте и думайте сами:
    http://www.oilandgaspeople.com/news/1039/scottish-west-coast-untapped-oil-and-gas-reserves-worth-trillions/

  2. Doc Scot 3 сентября 2014, 12:33

    Как бы, если "не думать", то, действительно, пускай "ничего не меняется тут никогда" - звучит подозрительно про-консерваторски от либерального, смотрящего вперед человека. Все "внятные" ответы на вопросы о независимом шотландском государстве можно посмотреть здесь:
    "Ваш путь к независимой Шотландии" (кратко, на русском):
    http://www.scotland.gov.uk/Resource/0043/00439770.pdf
    Академический ресурс ESRC, сравнивающий различные подходы и вгляды на независимость (на англ.):
    http://www.futureukandscotland.ac.uk/guidetothedebate

  3. Doc Scot 3 сентября 2014, 12:18

    Clydesdale Bank - принадлежит Австралии. Про нефть никто не говорит, что останется 90% выручки. Речь идет о 90% территориального шельфа с углеводородными запасами. Вечно меняющуюся и громоздскую систему британского налогообложения нефте- и газодобычи давно уже критикуют самые передовые глобальные нефтяные компании, а отсутсвие "фонда национального благосостояния" означает, что британское правительство не может даже вкладывать в научные и технические разработки собственного производства, хотя бы в той же сфере морской нефтедобычи. Поэтому сейчас все сразу переметнулись на перспективу повсеместной разработки сланцевого газа по всему острову (с применением американских технологий, разумеется). Вопрос: где наибольшие запасы сланцевого газа на острове? Правильно - как раз под густонаселенным конгломератом Глазго-Эдинбург. Будут спрашивать шотландцев по этому поводу? Нет, не будут. Точно так же, как и не спросили англичан, по поводу захоронений британских ОЯТ.

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?