Человек недели: Михаэль Ханеке

Человеком этой недели журнал EUROMAG признал австрийского режиссера и сценариста Михаэля Ханеке, который в минувшее воскресенье получил уже вторую свою Золотую пальмовую ветвь в Каннах за фильм «Любовь». Интересно, что он стал седьмым по счету режиссером-обладателем двух главных премий Канн наряду с Фрэнсисом Фордом Копполой и Эмиром Кустурицей, и первым, чьи «пальмы» разделяют всего три года. Сам режиссер утверждает, что не старается понравиться зрителю и не ожидает наград.

Австрийский режиссер Михаэль Ханеке за свою более чем 20-летнюю творческую карьеру стал одним из самых известных независимых режиссеров Европы. Его имя обычно связывают с шокирующими публику фильмами со скандальными сценами насилия. Да, Ханеке любит эпатировать зрителей. Ведь, по его мнению, «шок выводит из равновесия и снимает защитный барьер, заставляя зрителей воспринять происходящее с максимумом эмоций».

Его новая триумфальная картина «Любовь» рассказывает об отношениях двух пожилых супругов, которые борются с тяжелыми нападками судьбы. Это фильм о том, «как реагировать на страдания человека, которого любишь», говорит сам режиссер. Награду Ханеке посвятил своей жене, пояснив, что история, которую он рассказывает в картине, «это повторение обещания, данного супруге, не бросать ее, даже если они окажутся в трудной ситуации».

До сих пор многие его фильмы остаются непонятными зрителям, но Ханеке и не стремится к пониманию. «Вы не сможете до конца понять мои фильмы, меня сложно интерпретировать. Зачем этим вообще заниматься? Если я начну разъяснять свои фильмы, то тогда отпадет необходимость их снимать. Что за абсурд – снимать картины, а потом пояснять, что я хотел в них показать!»

Михаэль Ханеке родился 23 марта 1942 года в Мюнхене в актерской семье Фрица Ханеке и Беатрис фон Дегеншильд. Но вскоре Вторая мировая война вынудила семью уехать из Германии и поселиться в тихом австрийском городке Винер Нойштадт, где родственники с материнской стороны владели сельскохозяйственным предприятием.

В одном из интервью Ханеке сказал: «В детстве я был одиночкой и остаюсь таким и по сей день. Я, конечно, не слишком этим горжусь, но это факт». «В школе (я не ходил в католическое заведение) у нас были раз в месяц занятия по протестантизму, и мне очень нравилось, что я отличаюсь от всех остальных в классе. Мне никогда не нравилось, когда меня похлопывают по плечу, я и сам не люблю этого делать».

С отцом Михаэль встречался нечасто, и отношения оставались натянутыми, даже когда Фриц позже должен был участвовать в театральной постановке своего сына. Дядей Михаеля Ханеке был гонщик-мотоциклист, спортсмен международного класса Франц-Йозеф Биндер.

Еще с подростковых лет Михаэль увлекался классической музыкой, и сейчас режиссер утверждает, что мог бы стать музыкантом или композитором. Несмотря на любовь к музыке, Ханеке редко использует ее в своих фильмах, так как считает, что это противоречит изображаемой им реальности.

В 17 лет Ханеке хотел бросить школу, чтобы стать актером. После неудачной попытки поступить в актерскую школу Макса Рейнхардта в Вене, где у Михаэля, по его собственным словам, были знакомые преподаватели, так как его мать играла в Бургтеатре, мальчик все же вернулся в школу и выдержал экзамен на аттестат зрелости.

Поступив в Венский университет, Михаэль начал изучать психологию, философию и театральное искусство, но не закончил ни одного курса и вместо этого отправился в Баден-Баден на немецкий канал Südwestfunk. Через отца он узнал, что отдел телевизионных постановок уже два года ищет драматурга, и получил это место. Одновременно Ханеке осваивал режиссуру.

С 1970 года он пишет сценарии для телевизионных фильмов. На малом экране Ханеке дебютирует с работой «After Liverpool» (1974). С 1974 по 1986 год режиссер снимает восемь телефильмов, параллельно с этим работая на театральных подмостках Вены, Мюнхена, Берлина, Гамбурга.

В 1989 году Ханеке дебютирует со своим первым полнометражным фильмом «Седьмой континент», которая получила приз на кинофестивале в Локарно (Швейцария).

В свойственной для Ханеке манере отчуждения зрителю показывается нелегкая жизнь семьи – папы, мамы и дочки, которые, в конце концов, кончают жизнь самоубийством. Такое запечатление жесткой реальности без пояснения причин и по сей день является фирменным стилем режиссера. «Пусть каждый, кто посмотрит фильм, включит воображение. Я специально не даю никаких разгадок, ни на чем не настаиваю, чтобы у зрителя возникла возможность собственной интерпретации», – говорит Ханеке.

Следующий его фильм – «Видео Бенни» (1992) – был награжден призом международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Европейской киноакадемии. Фильм повествует об угрозе популяризации насилия в массовой культуре и до сих пор актуальной проблеме влияния телевидения и видео на неокрепшие умы молодого поколения.

В 1994 году Михаэль снимает «71 фрагмент хронологии случайностей», повествующий о жизни австрийского студента, который в одночасье превращается в убийцу. Как комментировал фильм сам автор: «Mальчик, хладнокровно убивший девочку, – чтобы посмотреть, как оно будет, – в каком-то смысле отнюдь не злодей. То есть злодей, который этого не осознает. Он не снедаем ни комплексами, ни чувством потерянности или вины, которую нужно на ком-нибудь выместить. Он пуст, абсолютно пуст. Человек вне морали, до морали. Не обремененный «химерой» совести».

Картина завершает трилогию первого периода творчества Ханеке – предельной холодности автора к своим персонажам. Кстати фильм также получил европейские кинонаграды – на Каталонском международном кинофестивале в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий».

В 1996 году Ханеке снимается как актер в эпизодической роли в экранизации Даниила Хармса «Случаи». Это единственный актерский опыт (не считая короткометражного видео с Жюльет Бинош в 2006 году) за всю его жизнь.

В 1997 году Михаэль Ханеке впервые участвует в конкурсной программе Каннского кинофестиваля с картиной «Забавные игры», которая тут же становится одной из самых обсуждаемых. На билетах были сделаны специальные красные наклейки, предупреждающие публику, что ее ждет что-то страшное. Фильм заслужил таких откликов в прессе, как «кинематографический шедевр ужаса» (Hollywood Reporter), «самый шокирующий фильм Европы» («Коммерсантъ»), «смотрите, если отважитесь» (Film Scouls). Но, несмотря на всю шумиху, ни одной награды тогда режиссер не получил.

В своем эссе «Насилие и средства массовой информации» Ханеке писал: «Проблема не в том, как я показываю насилие, но в том, как я показываю зрителю его собственную позицию по отношению к насилию и его отображению».

После картины «Замок» по одноименному рассказу Франца Кафки и небольшого перерыва в съемках, Ханеке возвращается в 2000 году в Канны с новой картиной «Код неизвестен». Впервые режиссер говорит не о проблемах конкретного человека, а всего общества. И в итоге фильму присуждают приз экуменического (христианского) жюри.

Уже через год Михаэль снова едет на Лазурный берег с экранизацией книги Эльфриды Елинек «Пианистка», и увозит с собой целых три награды – гран-при, приз за лучшую мужскую (Бенуа Мажимель) и женскую (Изабель Юппер) роли. Этот фильм ознаменовал начало международной карьеры режиссера: имя Михаэля Ханеке становится известно не только в Европе, но и во всем мире.

Ханеке с 2002 года и по сей день преподает режиссуру в Венской киноакадемии. «Думаю, я довольно требовательный преподаватель, потому что считаю, что бессмысленно обращаться со студентами слишком мягко. В любом случае в академии их подстраховывают, поэтому я стараюсь быстрее вводить требования, которые их подготовят к профессиональной жизни. Я также пытаюсь устроить им практику на съемках своих фильмов, но я могу взять не более двух человек на один фильм. И обычно я не общаюсь со студентами на личном уровне. Я хочу сказать, я даю советы каждый раз, когда у меня его спрашивают, но пить пиво с ними не хожу», – говорит режиссер.

В 2005 году Ханеке представляет в Каннах «Скрытое» с Жюльет Бинош в главной роли. Картина стала фаворитом критиков, но Золотую пальмовую ветвь так и не получила. Михаэлю вручили приз как лучшему режиссеру, а также приз ФИПРЕССИ и экуменического жюри. Европейская киноакадемия, напротив, не обошла фильм, присудив пять премий, в том числе и за лучший фильм.

На следующий год Михаэль удивил всех своим неожиданным решением поставить оперу Моцарта «Дон Жуан» в Париже, которая вызвала самые противоречивые отзывы. Тогда же, в 2006, разгорается скандал на Московском международном кинофестивале: режиссер отказывается возглавить жюри, за что российские кинематографисты дружно предают его «киноанафеме». Организаторы были возмущены тем, что Ханеке сначала принял приглашение возглавить жюри ММКФ и даже сам его инициировал, а потом за две недели известил организаторов, что ему нужно немедленно начать съемки давно запланированного фильма.

В том же году режиссер стал известен как социально и гражданская активная личность, склонная к резкой манифестации своих политических убеждений: он демонстративно покинул Австрию в знак протеста против усиливающихся фашистских тенденций в отечестве. А позднее примкнул к другой протестной акции – французских деятелей театра против участия австрийских интеллектуалов в похоронах Милошевича.

Долгое время работавший во Франции, Ханеке снова возвращается в немецкое кино, и снимает черно-белую картину «Белая лента». На этот раз Ханеке обращается к теме нацизма – одной из важнейших в истории Германии. По словам самого режиссера, он и не думал снимать кино про фашизм: «Мне тогда хотелось снять фильм про детский хор на севере Германии. Меня заинтересовали дети, потому что они находятся на низшей ступени общественной иерархии, то есть их можно учить, воспитывать и «угнетать» как вздумается».

На Каннском кинофестивале фильм производит настоящий фурор и получает долгожданную Золотую пальмовую ветвь.

«Что я могу вам сказать. Что я не люблю наград? Конечно, это было бы ложью. Но я их не ожидаю. Когда я получил «Золотую пальмовую ветвь», то сначала у меня ушел целый день только на то, чтобы ответить на все мобильные сообщения. Три последующих дня я отвечал на электронные поздравления. Конечно, я тогда волновался, ведь на тот момент у меня уже были все награды, кроме «Золотой пальмовой ветви». Но если подумать, что в конкурс отбирают 20 картин из 1500, то я уже вполне счастлив тем, что смог показать свой фильм на Каннском фестивале», – прокомментировал режиссер свою победу.

На 63-м Каннском кинофестивале в 2010 году Ханеке возводят в звание Командора Ордена искусств и словесности Франции. Вручая Орден, министр культуры Франции Фредерик Миттеран отметил, что кинематографические работы Ханеке являются «полем боя между добром и злом». Режиссер, в свою очередь, сказал, что нынешняя награда является «пиком его творческой карьеры».

Сейчас Михаэль живет неподалеку от Вены со своей женой Сюзанн, на которой женился еще в 1983 году. Именно жену он называет самым важным и самым строгим критиком своих работ.

У режиссера четверо детей, а о личной жизни Михаэля Ханеке мало что известно: он не выставляет ее на всеобщее обозрение. «Произведение должно сиять – именно с ним я выхожу на публику. А как человек я предпочел бы тишину и покой».