Эксперт: Швейцария приподнимает занавес над тайной банковских вкладов

Страна сыра, часов и банков начала терять привлекательность. Один из трех китов, на которых лежит Швейцария, – банки – может сильно ослабнуть. Конечно, никто закрывать швейцарские банки не собирается. Но после того, как альпийская республика откажется от банковской тайны, в них, не исключено, могут перестать сдавать деньги.

И вновь Швейцария

Швейцарию с ее пресловутой тайной банковских вкладов вновь вспоминают все кому не лень… в Греции. Дело в том, что на банковском счете у старушки матери бывшего греческого премьер-министра Георге Папандреу – Маргариты Папандреу нашли… 550 млн евро. Формально, правда, счет в женевском отделении HSBS, банка хоть и английского, но расположенного в альпийской республике, открыт на имя некой Марии Пантели. Однако, утверждает греческий еженедельник To Vima, ссылаясь на Николаоса Леккаса, высокопоставленного сотрудника греческого управления SDOE, расследующего преступления в финансовой сфере, настоящей владелицей счета является 89-летняя госпожа Папандреу.

Является старушка мультимиллионершей или нет и если является, то откуда у нее такие деньги, не так уж и важно. Главное же то, что Мария Пантели или Маргарита Папандреу вместе с почти двумя тысячами других богатых греков из так называемого списка Кристин Лагард, переданного ею в конце 2010 года в бытность министром финансов Франции своему греческому коллеге, прячут деньги не в соседней Италии или, скажем, Германии, а в Швейцарии.

Пещеры Аладдина

Не одно десятилетие Швейцария была тем местом, куда едут… прятать деньги. Все равно от кого: налогового инспектора, партнера по бизнесу, собственной жены или народа. Деньги бурными потоками текли в альпийскую республику под защиту очень строгих законов о банковской тайне.

Однако кризис в Европе заставил соседей Швейцарии, испытывающих катастрофическую нехватку средств, искать новые источники поступлений. В сложившейся ситуации трудно упрекать их в том, что сейфы и подземелья швейцарских банков кажутся им чем-то вроде пещеры Аладдина. В последнее время на альпийскую республику оказывается как никогда сильное давление с целью отмены банковской тайны. Неудивительно, что эксперты предсказывают ей скорую смерть.

Месяц назад правительство Швейцарии собралось обсудить дальнейшие шаги на пути усиления прозрачности работы банковского сектора. Причина такой уступчивости одна-единственная – страх перед полной международной изоляцией, которая с каждым днем становится все более реальной.

Швейцарцы предпочитают не отменять полностью и безоговорочно банковскую тайну, а подписывать двусторонние соглашения с заинтересованными странами о ее резком ослаблении. Например, с Германией, верхняя палата парламента которой, однако, утверждать его отказалась; с Великобританией, Австрией и т.д. Активные переговоры идут сейчас и с другими странами, в том числе и с Грецией.

Немалую роль в постепенной кончине банковской тайны сыграли Соединенные Штаты, которые в 2009 году объявили крупнейшим швейцарским банкам, действующим на территории Америки, настоящую войну и явно в ней преуспели. Швейцарские банкиры, помогавшие гражданам США прятать деньги от американской налоговой службы, вынуждены платить многомиллионные штрафы, а также делиться с минюстом США информацией по вкладчикам с американскими паспортами.

К примеру, в феврале 2009 года UBS пошел на беспрецедентный шаг – согласился заплатить штраф в 780 млн долларов и передал Вашингтону информацию по 300 счетам, а в августе под угрозой нового иска пообещал предоставить американской стороне данные по счетам еще 4450 американских клиентов, которые подозреваются в уклонении от уплаты налогов.

Еще несколько лет назад подобное невозможно было даже представить. Сейчас же, если швейцарские банкиры ответят отказом, их просто выставят с прибыльного американского рынка, что равносильно потере громадных доходов.

Все больше швейцарских гномов свыкаются с мыслью, что им придется раскрывать перед налоговиками из стран, с которыми подписаны соглашения, бухгалтерские книги с информацией о вкладчиках, испокон веков хранившейся не хуже самых важных государственных тайн.

Никто точно не знает, какую долю в банковском секторе Швейцарии составляют вклады «уклонистов». Сами банкиры оценивают их от 30% до 60%. Но все сходятся в одном. Скоро эта цифра значительно уменьшится. Клиенты просто переведут вклады в налоговые гавани, где еще сохранилась банковская тайна и где их деньги будут в безопасности.

Уже принятые властями меры начали оказывать давление на швейцарскую экономику, которая сильно зависит от поступлений финансового сектора. Некоторые экономисты предсказывают, что работу потеряют не меньше 10 тыс. человек – для маленькой Швейцарии ощутимая цифра. ВВП при этом может сократиться на целый процент.

UBS и Credit Suisse, крупнейшие банки Швейцарии, называют будущие перемены одним из главных источников слабых результатов, показанных в третьем квартале, хотя и надеются покрыть отток вкладов деньгами новых вкладчиков из развивающихся стран и особенно Азии.

Возможно, они и правы: в прошлом году, несмотря на уже начавшийся исход клиентов из Западной Европы, сумма вкладов в швейцарских банках, по данным Центробанка, в целом выросла.

Банкиры вынуждены соглашаться на реформу, потому что оказаться в изоляции для них смерти подобно. Достаточно сказать, что о необходимости покончить с банковской тайной заявил в интервью одной из местных газет не кто иной, какСерджио Эрмотти, исполнительный директор UBS. Он, кстати, считает, что в его банке «уклонисты» прячут от 13 до 32 млрд долларов.

Прощание с тайной

Знаменитый закон о банковской тайне парламент Швейцарии принял в 1934 году под давлением соседей: немцев и французов.

Особенно досаждала швейцарским банкирам Германия. После банковского кризиса 1931 года немцы в массовом порядке понесли деньги швейцарским гномам. Берлин всячески пытался выявить тех, кто подрывал экономику страны и вывозил деньги за границу. Особенно энергичной эта деятельность стала после прихода к власти Гитлера. Охота за уклонистами была поручена гестапо.

Стена молчания окружала швейцарские банки три четверти века. В годы Второй мировой войны банковской тайной швейцарских банков активно пользовались как немцы, так и их противники.

После войны у швейцарских гномов начали появляться другие клиенты. В банках альпийской республики все чаще открывали счета колумбийские наркобароны, африканские диктаторы и лица, не желающие делиться деньгами с государством. Всех их, конечно, в первую очередь манила банковская тайна, виновным в нарушении которой грозило 6-месячное тюремное заключение и штраф в сумме 33 тыс. долларов.

Манило клиентов в Швейцарию и своеобразие местного законодательства. В отличие от большинства стран, ряд преступлений в финансовой сфере здесь не считались уголовно наказуемыми. Например, отмывание денег в альпийской республике стало преступлением лишь в 1990 году.

Что же касается уклонения от уплаты налогов, то швейцарцы не преследуют за него в уголовном порядке до сих пор. Причем подводят под это теоретическую базу: желание скрыть деньги от жадного государства естественно и справедливо. Они также приводят выдержку из вердикта Верховного суда США в деле Gregory v. Helvering (1935): «Не может быть сомнений в законном праве человека уменьшить налоги или совсем избежать их уплаты при помощи законных средств».

Конечно, уклонение от уплаты налогов швейцарцы отделяют от налогового мошенничества. Первое, по их мнению, является «просто» преднамеренным сокрытием активов. Второе отличается использованием фальшивых документов.

Швейцарские банкиры свято соблюдали закон о банковской тайне, отказывая в информации даже правительствам других стран. Правда, выполнять закон на все 100% им все же не удалось.

Первый прорыв произошел в середине 80-х годов прошлого столетия, когда на Филиппинах пал режим Фердинанда Маркоса. Под огромным давлением со всех сторон Швейцария заморозила в 1986 году на его счетах свыше 600 млн долларов, а позднее перевела их в Манилу.

Пока швейцарские гномы готовятся прощаться с банковской тайной, их конкуренты не дремлют. Вне всяких сомнений, они воспользуются и уже начали пользоваться подвернувшейся возможностью, чтобы переманить клиентов. Оперативнее всех отреагировали в Сингапуре, там моментально ужесточили собственные законы о банковской тайне – повысили и без того крупные штрафы за ее разглашение и увеличили тюремные сроки.

Без банковской тайны швейцарским банкирам, привыкшим к тому, что желающие открыть у них счета выстраиваются в очереди, придется, конечно, нелегко. Теперь им придется заманивать клиентов экономической и политической стабильностью Швейцарии, ее выгодным стратегическим расположением в центре Европы, высоким уровнем обслуживания клиентов, а также тем, что Берн обычно не считает уклонение от уплаты налогов уголовно наказуемым преступлением.