Как делают Каннскую ветвь

Во Франции в самом разгаре Каннский кинофестиваль. Сегодня мы расскажем, как в одной женевской мастерской опытные мастера превращают фрагмент горного хрусталя и немного золота в «Золотую пальмовую ветвь».

«Золотая пальмовая ветвь» (Palme d’Or) является главной наградой Кинофестиваля в Каннах. Она представляет собой веточку пальмы, последние 20 лет ее традиционно изготавливают ювелиры бренда Chopard.

За всю историю своего существования форма Золотой Пальмовой ветви претерпела несколько трансформаций. Портал www.swissinfo.ch побывал в мастерских Chopard в Швейцарии и все выяснил.

Актуальный  дизайн Золотой пальмой ветви был разработан в 1998 году сопрезидентом и художественным директором бренда Каролиной Шойфеле. Вдохновением послужили пальмы на набережной Круазетт и рисунок на гербе города Канна, напоминающий знаменитую легенду о святом Гонорате. 

Вначале ее делали из позолоченной меди, затем из позолоченного серебра, потом перешли на золото 18-каратной пробы. В течение последних лет «Ветвь» выполняют из золота, имеющего сертификат «fairmined» то есть из «социального и экологичного» золота, добытого в шахтах, контролируемых негосударственными организациями по защите окружающей среды и интересов работников.

Для изготовления Золотой Пальмовой ветви образца 2018 года потребовалось 118 граммов 18-каратного желтого золота. Как создают эту награду, иметь которую у себя в активе почитают за честь самые именитые кинематографисты мира?

Работа над ней — это долгий и кропотливый процесс, в котором участвуют семеро мастеров, изготовление трофея занимает около 40 часов. Сначала делается модель из воска, потом на ее основе изготавливается форма, которую помещают в печь, огонь которой вытапливает восковой слепок.

В образовавшиеся пустоты заливают расплавленное золото.

Позже Золотую Пальмовую ветвь шлифуют, чистят и полируют, а на финальной стадии будущую награду закрепляют на подставке из горного хрусталя, добытого в Швейцарии или Германии.

Если на Кинофестивале вдруг появляются два главных победителя, то тогда создаются две пальмовые ветви. Кроме того, ювелиры от Chopard производят также пять меньших по размеру ветвей для победителей в других номинациях.

Участие Швейцарии в Каннах не ограничивается изготовлением главного приза. Так, в этом году в главном конкурсе участвует фильм совместного итало-швейцарского производства «Счастливый Ладзаро» («Lazzaro Felice») режиссера Алисы Рорвахер.

За главную награду поборется мэтр европейского кино 87-летний франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар, правда, его фильм «Le Livre d’Image» («Книга изображений») представляет Францию.

«Крис, швейцарец» — это дебютный анимационный фильм Ани Кофмель, его покажут на Неделе критиков. В ее рамках состоится также премьерный показ второго короткометражного фильма Флурина Гигера , который называется «Разбойник».

Кроме того, два фильма со швейцарским участием продемонстрируют на специальных показах. Это «Папа Франциск — человек своих слов» немецкого кинорежиссера Вима Вендерса, спродюсированный совместно с компанией Célestes Images из Лугано, а также восьмичасовой фильм «Мертвые души» китайского кинематографиста Ван Бинга, который был создан при участии продюсерской компании ADOK Films из Женевы.

Швейцарская режиссер и актриса Урсула Мейер будет председателем жюри в конкурсе «Золотая камера», в котором участвуют режиссеры-дебютанты с полнометражными фильмами. Отметим, что Россия будет представлена на фестивале двумя известными именами. Во-первых, претендентом на Золотую пальмовую ветвь выступает фильм Кирилла Серебренникова «Лето» о жизни Виктора Цоя и ленинградском рок-подполье 1980-х.

Директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо (Thierry Frémaux) рассказал журналистам еще в апреле, что режиссер получит приглашение, «чтобы представить свой фильм лично». Однако, этого не случится, так как Серебренников находится в Москве под домашним арестом. Во-вторых, в состав жюри основного конкурса будет входить известный режиссер Андрей Звягинцев.