Тайны демократии в Швейцарии

Граждане швейцарской общины Арт-Гольдау практикуют необычный формат самоуправления: все вопросы, касающиеся судьбы их общины, местные жители сначала обсуждают открыто на общих собраниях, и только потом они принимают окончательное решение, опуская бюллетень в урну.  Таким образом, здесь произошло слияние прямой демократии древнегреческого образца и более современного и понятного тайного голосования.

Портал Swissinfo посетил деревню Арт, где до сих жива архаичная смешанная система, особенностью которой является параллельное функционирование как элементов прямой демократии, когда все решается открыто и сообща, так и возможности тайного голосования.

Почти сразу за околицей деревни Арт начинаются Альпы, а сама деревня мирно расположилась на берегу Цугского озера, ярко-синяя вода которого мерцает в свете осенного солнца. Отсюда рукой подать до горы Риги, одной из самых известных вершин Швейцарии. Ее часто называют «Королевой гор». Сюда в 1775 году приезжал Иоганн Вольфганг фон Гете, а чуть более столетия спустя, в 1879 году, в эти края наведывался Марк Твен. И именно здесь в 1871 году была построена первая в Европе горная железная дорога.

Тут же возвышается и печально известная гора Роcберг. В 1806 году ее восточный склон обрушился, и скальные глыбы, падая с полуторакилометровой высоты, полностью погребли под собой деревни Гольдау (Goldau) и Рётен (Röthen), частично разрушив населенные пункты Буозинген (Buosingen) и Лауэрц (Lauerz). Всего погибли 457 человек.

Сейчас заново отстроенные после обрушения восточного склона горы Роcберг в начале XIX века и благополучные деревни Гольдау, Оберарт и Арт образуют единую общину.

И тем не менее, совсем уж «типично швейцарской деревней» Арт все-таки не является. Туристы конечно об этом даже и не подозревают, а ведь попадая сюда, они оказываются в по-своему уникальном регионе, граждане которого выработали довольно необычный формат самоуправления. Все важные вопросы местные жители сначала открыто обсуждают на общих собраниях, то есть здесь практикуется фактически прямая демократия едва ли не древнегреческого образца.

Такая демократия существует сейчас в кантонах Гларус и Аппенцелль-Внутренний, а также еще в 2 350 общинах по всей Швейцарии. Ее отличительная особенность состоит в принятии всех важных решений путем открытого голосования поднятием руки.

Однако в деревне Арт такая «протодемократия» ограничивается только общественными обсуждениями. А вот голосовать граждане предпочитают не как в том же Гларусе, открыто поднимая руки, но тайно, опуская в урну персонально и в секрете от сограждан заполненный бюллетень, то есть, используя элементы обычной представительской демократии, существующей, в частности, в других 30-ти общинах кантона Швиц.

Уточним, что в большинстве малых и средних общин Швейцарии — в крупных обычно есть парламент — важные для данной общины вопросы жители обсуждают, как правило, два раза в год на общем собрании.

Местное правление (правительство общины) выносит на рассмотрение граждан актуальные проблемы с проектами решений. Затем граждане голосуют. Чтобы сигнализировать согласие, вполне достаточно поднятия руки. В деревне же Арт открытое голосование не применяется, за исключением вопросов бюджета и муниципальных финансов.

Здесь все ограничивается форматом общественных консультаций: граждане задают правлению общины свои вопросы, правление со своей стороны обязано на них ответить. Окончательное же решение принимается позже, в день, когда в стране проходит очередной общенациональный референдум. И вот тогда избиратели и приходят к урнам для голосования и опускают туда свои бюллетени с ответами как на вопросы общешвейцарского референдума, так и заодно решая и местные вопросы, предварительно обсужденные на упомянутых собраниях.

Основы такого «гибридного» варианта местного самоуправления с элементами как традиционной швейцарской прямой демократии, так и демократии представительской в кантоне Швиц были заложены в конце 19-го века.

Конкретно в кантоне Швиц в 1898 году округа, общины и муниципалитеты, образующие самый низовой уровень системы швейцарского федерализма, получили право ввести у себя инструмент тайного голосования. Такая мера должна была гарантировать избирателям, — а тогда это были исключительно мужчины, — возможность выражать свое мнение свободно, не опасаясь возможных санкций в случае, если кто-то вдруг будет придерживаться иного мнения, отличного от мнения большинства. И именно по этой же причине, кстати, в Швейцарии сохраняется возможность анонимно финансировать политические партии.

В рамках реализации новых демократических прав начале 20-го века два округа кантона Швиц, в том числе и деревня Арт, как раз и приняли решение ввести у себя систему тайного голосования. В реальности, правда, эта система поначалу служила вовсе не инструментом демократии, но оружием в борьбе за власть.

 «Система тайного голосования популярна в консервативных регионах и в наши дни», — говорит политолог Оливер Длабач из «Центра изучения вопросов демократии в г. Арау». Он напоминает, что в последние годы все общины, составляющие, например, католический кантон Люцерн (еще один кантон из числа проигравших гражданскую войну 1847 года) полностью перешли на эту систему, прежде всего, благодаря усилиям местных организаций правоконсервативной Швейцарской народной партии (SVP).

Так что теперь, попав в Арт в день официального общенационального референдума, проходящего в стране четыре раза в год, можно легко убедиться, сколь велико число людей, работающих с целью обеспечения корректного процесса народного волеизъявления.

Так было в Арте и в воскресенье 25 сентября 2016 года, когда в Швейцарии проходил очередной референдум. Голосование было организовано, как это бывает во многих странах, в помещении школьного спортивного зала. Ход голосования находился под контролем общественных наблюдателей, двух женщин и мужчины. Они располагались около урны и граждане, которые решили не голосовать по почте, имели возможность прийти и опустить в урну свои заполненные бюллетени.

Подсчет голосов происходил тут же в соседнем помещении здания школы силами избирательной комиссии в составе 15-ти граждан общины. Они обязаны были обработать все бюллетени и зафиксировать в протоколах результаты голосования как по муниципальным, так и по кантональным и федеральным вопросам. В общем зачете на референдуме в конце сентября гражданам общины Арт пришлось высказывать свое мнение сразу по семи вопросам. Это, однако, далеко не предел: иногда вопросов может быть восемь или даже девять.

И вот тут как раз и находится главный критический аргумент, постоянно высказываемый в адрес такой системы: тайное голосование, то есть элементы представительской демократии, негативно, якобы, воздействуют на степень эффективности элементов демократии прямой, лишая смысла сущностные элементы, лежащие в ее основе, обесценивая саму возможность вести общественные консультации и открытые дискуссии.

Оливер Длабач согласен с этим, подчеркивая, что фактически «гибридная модель демократии, практикуемая в деревне Арт, становится с какого-то момента почти неотличимой от характерной для (больших) общин и для федерального уровня обычной представительской демократии с ее походами к урне для тайного голосования. При этом у нее есть один существенный недостаток, который состоит в том, что уже упомянутые нами консультативные общие собрания в куда меньшей степени, особенно в сравнении с традиционными парламентами, обеспечивают демократическое представительство избирателей. Ведь из-за низкой явки на такие собрания заметно снижается представительство определенных групп населения, например, женщин и молодежи».

Таким образом, возникает самый важный вопрос, а именно, чего у такой смешанной формы самоуправления больше: преимуществ или недостатков? «Это зависит, с одной стороны, от степени участия граждан в консультативных общих собраниях, а с другой стороны от того, насколько активны и близки к реальной жизни общественные дебаты в данной общине», — указывает О. Длабач.

Что касается общины Арт, то здесь граждане, как кажется, довольно активно участвуют в общественных дебатах. По крайней мере четыре раза в год в воскресенье, когда проводится референдум, люди имеют возможность вновь встретиться в помещении, где стоят урны для голосования, и пообщаться на актуальные темы. Здесь в Арте все друг друга хорошо знают, здесь все «на ты», люди останавливаются, перебрасываются парой слов, спрашивают, как дела у родных, близких, у родителей.

Так продолжается до тех пор, пока не начинают громко звонить колокола соседней церкви, оповещая о скором начале воскресной службы. И тогда люди расходятся: некоторые торопятся на звон колоколов, другие направляются в центр деревни. Зачем? «Для раннего шоппинга!», — шутит улыбчивый молодой человек. «Да и вообще, референдум всегда является поводом для того, чтобы ненадолго завернуть в деревню». «Чтобы обсудить политические вопросы?» — «В какой-то степени и для этого тоже!».