Итоги 2011: брендовая Европа

Суд над основателями Dolce&Gabbana, объявление о продаже дома Pierre Cardin, банкротство Saab, прекращение выпуска Maybach и скандал с голландским Heineken. Журнал EUROMAG предлагает вспомнить «брендовые» итоги 2011 года.

Скандал вокруг дома Christian Dior из-за антисемитских высказываний его арт-директора Джона Гальяно без сомнений можно признать главным событием года в мире моды.

Впрочем, подобные истории с модельерами случались уже не раз. За несколько месяцев до выходки Гальяно, 73-летний Жан-Поль Герлен позволил себе некорректное сравнение: «Я работаю как негр», после чего возмущенные граждане призывали к бойкоту продукции Guerlain.

И неизвестно чем бы все это закончилось, если бы все внимание затем не переключилось на Джона Гальяно. Инцидент, который стоил ему карьеры и чуть не стоил свободы, произошел в Париже в конце февраля, когда Гальяно грубо обозвал посетителей кафе. История сразу вышла на первые полосы газет, и руководство дома Christian Dior отреагировало незамедлительно: уже на следующий день Гальяно был уволен из компании. Причем произошло это за три дня до показа его новой коллекции осень–зима 2011.

Позже Гальяно, который сначала отрицал все обвинения и даже обещал подать иск за клевету, сознался в содеянном, объяснив свой срыв действием антидепрессантов. Суд над модельером продолжался всего один день (22 июня), а приговор вынесли только осенью: 8 сентября Гальяно был приговорен к штрафу в €6 000, хотя ему грозило полгода тюрьмы.  

Параллельно со скандалом не утихали и спекуляции на тему того – кто займет место Гальяно в Christian Dior. Наиболее реальным кандидатом назывался креативный директор Louis Vuitton Марк Джейкобс. Но прогнозы не оправдались: в декабре Christian Dior заявил, что пост креативного директора займет Рам Симонс, который до этого возглавлял модный дом Jil Sander.

Кстати, Джон Гальяно оказался не единственным представителем высокой моды, который в этом году оказался в зале судебных заседаний. В апреле два итальянских модельера – Доменико Дольче и Стефано Габбана были оправданы судом. Напомним, итальянская прокуратура обвиняла их в уклонении от уплаты налогов почти на €1 млрд. Впрочем, оправдательный вердикт был обжалован, и уже в ноябре Кассационный суд Италии отменил постановление миланского суда о снятии обвинений с основателей Dolce&Gabbana. Теперь их ждет новый процесс – по совокупности обвинений Доменико Дольче и Стефано Габбане грозит по семь лет тюрьмы.

Прошедший год вообще был не очень удачным для итальянской моды – сразу три ее бренда перестали быть итальянскими. В феврале наконец-то разрешилась ситуация с модным домом Gianfranco Ferre – он был выкуплен компанией Paris Group. Несмотря на название, к Франции новый владелец Gianfranco Ferre не имеет никакого отношения: ее штаб-квартира находится в Дубае.

А в ноябре Италия потеряла модный дом Brioni – он достался французской компании PPR, которая также владеет такими брендами, как Gucci, Yves Saint Laurent, Stella McCartney.

Кроме того, под конец года стало известно еще об одной сделке – российский миллиардер Рустам Тарико купил итальянский винный дом Gancia, игристое вино которого – Asti Gancia – самый любимый напиток итальянцев в Рождество.

В скором времени будет объявлено еще об одной громкой сделке – в июле Еврокомиссия разрешила французскому концерну LVMH приобрести итальянскую компанию Bvlgari. Ожидается, что о сделке будет объявлено в 2012 году.

Впрочем, итальянские бренды попадали в этом году на первые полосы газет не только по причине их продажи иностранным инвесторам. В этом году между брендами развернулась настоящее соревнование по поводу того, кто больше поможет памятникам Италии. Так, например, владелец группы Tod’s Диего Делла Валле объявил о том, что вложит €25 млн в реставрацию Колизея. А основатель джинсового бренда Diesel Ренцо Россо заключил с властями Венеции контракт на ремонт самого знаменитого моста города – Риальто.

Громкие новости приходили в этом году и из Франции. В мае модельер Пьер Карден заявил, что готов продать свой одноименный дом за €1 млрд. И, якобы, потенциальные покупатели уже есть: по заверениям самого Кардена, новыми хозяевами могут стать русские или китайцы.

Были на рынке брендов и невосполнимые потери: в октябре в возрасте 95 лет умер Ули Прагер – основатель сети отелей и ресторанов Mövenpick. А спустя месяц на 92 году жизни мир покинул Серджио Скальетти – легендарный дизайнер кузовов Ferrari.

Объявил об уходе на пенсию и основатель Zara Амансио Ортега. При этом сам бренд в этом году оказался в центре грандиозного скандала: министерство труда Бразилии предъявило компании обвинения в эксплуатации рабочей силы. Теперь компании предстоит выплатить денежные компенсации рабочим из города Сан-Паулу, чьи условия труда были признаны рабскими.

Чуть было анафеме не предали и итальянского производителя одежды Benetton, который позволил себе рекламу с целующимся папой римским. После того, как Ватикан пригрозил судебным иском, компания отозвала скандальную рекламу. 

В этом году Volkswagen выпустил свой 111 111 111-й автомобиль – им стал синий Golf. Daimler объявил о закрытии своего люксового бренда Maybach (с 2013 года), а итальянский Fiat закрыл свой единственный завод на Сицилии.

Под конец года Европа лишилась одного из старейших своих брендов – суд признал шведский автоконцерн Saab банкротом. В течение всего года его пытались спасти россйиские и китайские инвесторы, но бывший владелец завода – General Motors – отверг все предложения.

Кроме того, 2011 год стал последним для партнерских отношений швейцарской часовой компании Swatch и ювелирного бренда Tiffany. Трехлетнее сотрудничество закончилось для двух марок скандалом – швейцарцы обвинили Tiffany в «систематических попытках заблокировать и задержать развитие бизнеса».

Скандал разразился и на пивном рынке. Организаторы Олимпиады в Лондоне в феврале выбрали официальным пивом Игр-2012 голландский Heineken, что возмутило британских пивоваров. Впрочем, жалобы в оргкомитет не помогли, и теперь местные пивовары гадают: почему не сработал лозунг «Покупай британское»? 

А в апреле датский пивной концерн Carlsberg объявил, что отказывается от своего слогана, который использовался с 1973 года, – «Пожалуй, лучшее пиво в мире». Новым слоганом компании стала фраза: «Это повод для Carlsberg».