Песни под цветочным обстрелом

Кризис больно ударил по греческим музыкальным центрам. Немалое число или закрылось или держится на грани. Но это не повод утаить особый стиль музыкальных развлечений рожденных в них и существующих, наверное, только в Греции.

Все артисты любят цветы. Публика в любой стране считает поднесение их знаком своего преклонения перед талантом певцов и музыкантов. В Греции цветы в музыкальных центрах не совсем дарят: их мечут и ими сорят. В недавнем прошлом выражением любви к артисту служило также битье тарелок. Забава эта сохранилась нелегально, оно находится под запретом и не всякий владелец музыкального центра ее позволяет.

Музыкальные центры в Греции устроены так, что зрительный зал состоит из столиков. Покупая билеты, места и столик, человек приобретает еще бутылку вина. Редко кто ходит в подобные заведения по одиночке, поэтому столик и спиртное удобное сочетание. На концерте можно и закусить, что превращает представление в фон ужина или наоборот. Исполнителей неминуемо дополняет шум, непривычный для любителей «чистой музыки». Однако ради нее в подобные залы никто и не ходит; развлечение это народное и не столько музыкальное, сколько околомузыкальное.

Мало кто стесняется перебивать певцов и музыкантов, ради которых люди формально и пришли в тот или иной ночной центр. Публика идет гораздо дальше. Она подносами покупает цветы и мечет их на сцену, выражая свою безудержную любовь к высокому искусству. Битье тарелок почти ушло в прошлое, но оно служило тем же задачам. Тарелки полагается бить стопками или одну за одной, показывая, что зрителю ничего не жаль ради голоса исполнителя и мастерства музыкантов. Хорошие тарелки никогда не было принято бить: в Греции, не обделенной глиной стране, существовала целая индустрия по производству дешевых тарелок, предназначенных исключительно для битья под музыку.

Тарелки ушли. Цветы остались. Как некогда запрещалось проносить в музыкальные центры свои тарелки, так теперь цветы (чаще всего бутоны) принято покупать в заведении. Щедрость в этом деле – традиционный признак преклонении перед талантом. Покупая несколько блюд с цветами, зритель словно говорит: «Мне ничего не жалко ради такого певца!» Но происходящее затем трудно назвать выражением любви.

Василий Колташов

Василий Колташов руководит Центром экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Преподавал политологию, а в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. В 2004-2006 годах работал в команде Института проблем глобализации (ИПРОГ), а в 2007 году перешел в ИГСО. Параллельно занимался журналистикой, рекламой и PR консалтингом. В ИГСО отвечает за экономический блок исследований, прогнозы и анализ. С 2007 года проживает в Афинах, Греция.

Некоторые зрители сыплют цветы под ноги артистов. Но немало находится таких поклонников, что начинают вести прицельный огонь по своему любимцу или любимице. Они стараются попасть в него, а иные даже метят в рот. Хороший исполнитель песен, как и его музыканты, должен уметь выдерживать такую атаку «любезности», иначе концерт провалится. Рассказывают, что некоторые российские «звезды», гастролировавшие в Греции, вынуждены были после безуспешных уговоров прекратить бросаться в них цветами, удирать со сцены. Греческие артисты более стойки: они выдерживают много залпов и редко сбиваются. И это не случайно, поскольку им достается процент с цветочной торговли заведения.

Существуют приемы отвлечения цветочного огня публики. Например, можно выставить вперед трубача и пригласить зрителей метать снаряды любви в раструб музыкального инструмента. Другой прием состоит в маневре. Артисты стараются двигаться по сцене и уклоняться от цветов.

Под ногами особо любимых исполнителей к середине концерта образуется гора цветочных бутонов. Возможно, это компенсирует их нелегкий труд. Но исполнить сложную песню под обстрелом совершенно немыслимо. И греки нашли решение. В момент, когда артист исполняет свои самые трудные песни, опускается занавес. Это не простой занавес, а прозрачный — сделанный из пластика. От него цветочные бутоны отскакивают как пули от башни танка. В этот момент артист может петь спокойно.