Как пережить Новый год без снега

Считается, что рождественско-новогоднюю атмосферу умеют лучше создавать, а, главное, чувствовать в северных странах. На Новый год, надо признать, Рим достаточно тосклив. Это - город-праздник каждый день, поэтому дополнительного повода ему не надо, хотя громадная елка в Ватикане на площади Святого Петра под дождем смотрится достаточно жалко. Как любой русский человек (не из тех, что ездят отмечать НГ в Бразилию), в главную ночь года я отчаянно пытаюсь найти снег - он нужен лишь раз в году 31 декабря.

А задача это не из простых, если по тем или иным причинам не можешь доехать до Альп. Мало того, что приходящее «досрочно» католическое Рождество с щедрыми подарками, огнями и Дед Морозом (для детишек) перебивает все ожидание Нового года, еще и на Апеннинском хребте снег отнюдь не гарантирован.

Есть в Тоскане гора - Амиата, выросшая среди «сладких», как их здесь называют, то есть живописных, холмов под Сиеной (типичный тосканский пейзаж представляете). Об этой горе, максимальная высота 1.738 м, вряд ли кто-то слышал за пределами Италии, точно также как о морском курорте в Остии, под Римом. Да и за пределами Тосканы нередко с удивлением слышат это географическое название: где это? Хотя на Амиате даже можно кататься на горных лыжах, но при всем разнообразии выбора в Италии, за этим туда специально никто не ездит - все равно, что с Воробьевых гор, как и под Римом никто кроме самих римлян не загорает.

Тем не менее, на Амиате в небольших городках создается настоящее подобие горной атмосферы. Их обитатели ощущают себя самыми что ни на есть горцами, не меньше чем жители высокогорий в Валь д’Аосте или Доломитовых Альп в Тренто-Альто-Адидже (Южный Тироль)о. Это – и «тяжелая» высококалорийная кухня, и интерьеры домов и ресторанов – что-то между шато и тирольским домиком, и обычаи.

В одном из городков Амиаты – Санта Фиора, где население чуть более 2,5 тыс человек, есть славная традиция. В конце года – 30-31 декабря там сжигают сложенные особым образом гигантские поленницы - так символично прощаются со старым годом. На всех городских площадях разгораются кострища, разогревающие прохладный воздух и подогревающие настроение наряду с глинтвейном (напиток совсем не типичный для Италии, по крайней мере ее центральной полосы).

Вера Щербакова

Вера Щербакова окончила факультет иностранных языков МГУ им. Ломоносова, там же защитила кандидатскую по культурологии. Вся профессиональная жизнь - 13 лет - связана с ИТАР-ТАСС. Корреспондент агентства в Италии с 2007 года. Время от времени звучит на радио, иногда на ТВ, пишет для журнала «Эхо планеты», снимает сюжеты для ТАСС-ТВ. В общем, старается соответствовать современному требованию  «мультимедийности» журналиста. Обожает Рим.

Бревна из стволов каштанов – это главное дерево Амиаты, издревле кормившее ее жителей. Огарки, вздымающиеся к небу, сыплются пеплом в виде снега в отсутствии настоящего (хотя год на год не приходится).

Народный праздник сопровождается выступлениями доморощенных музыкантов, песнями, танцами и, конечно, едой на каждом шагу – полента (тип муки), разумеется, из каштанов, сосиски и сардельки из мяса кабана (водятся в местных лесах) на гриле, блюда с соусом из белых грибов (растут на местных склонах).

Костер как символ расставания со старым – древняя традиция. Еще кельты зажигали огоньки на елках, потом римляне переняли обычай – встреча нового года, как символ перехода к новому, заложен у нас в генах. Это, безусловно, традиция с языческими корнями. Недаром январь (хоть первым месяцем года стал при Юлии Цезаре) назван в честь бога Януса (Джуно – по-итальянски: gennaio, January англ.). Он жил на римском Яникульском холме (Джаниколо). Его часто изображают двуликим, как символ быстротечности времени, а часто и лживости, неискренности. Хотя изначально Янус считался богом дверей, входов и выходов, а в более широком смысле – начала и конца, начала времени.

Кто-то олицетворял Януса с хаосом, а именно безвременности пространства – то, что мы переживаем, оставляя старое времяисчисление и начиная новый отсчет в новогоднюю ночь. Древние философы и писатели называли Януса – «замыкающим» и «открывающим» врата на небосвод солнцу. Чем не предшественник святого Петра, который в христианстве стоит у врат в рай с ключами, полученными от Спасителя Христа.

В Санта Фиоре, где в ночь «сожжения старого года» открыты двери всех католических храмов в средневековом центре, закованном в крепостные стены, языческих богов больше никто не чествует. Хотя с языческим благоговением смотрят на гигантские костры, которые продолжают тлеть до самого утра.  

А сколько таких бесснежных городков, где есть своя традиция проводов старого года. И для праздника в душе не нужно никаких заснеженных фешенебельных Альп! С новым годом! Уже, пожалуй, со Старым Новым годом! Да пусть хранит всех Янус!