Моя «горячая тройка»

Знаменитое старое «ты со странностями детка, тебе нужен Берлин. Твое место там, среди чудаков», приписываемое то австрийскому композитору Францу фон Зуппэ, то франкфуртскому писателю и журналисту Адольфу Штольце, a то и просто местному анонимному остряку, знакомое и горячее, любимое каждым берлинцем, давно стало эпитетом немецкой столицы.

Чудаки берлинцы трепетно относятся к своему образу и образу своего города; именно поэтому в Берлине масса мест, которые туристу-обывателю могут показаться не просто чудными, а скажем прямо – странными.  Мягко говоря «необычно» выглядят на фоне, скажем, парижского Лувра, питерского Эрмитажа или амстердамского Рейксмюзеума многие берлинские музеи.

Туристам, вдоволь насмотревшимся на статуи и полотна из учебников истории, учебных пособий по истории живописи или телепередач «для тех, кому не спится», наверняка придется по душе собрание мотoциклов, мотороллеров и мопедов эпохи ГДР, коллекция компьютерных игр, хранящая историю игровой индустрии от легендарных «Астероидов» до современных многоуровневых саг. Те, кто все же не могут без классики, с интересом посетят Формовочную мастерскую гипсовых слепков, в которой мирно хранятся гипсовые копии тех самых культовых статуй из учебников истории. Итак, моя «горячая тройка» самых необычных музеев Берлина.

«Музей сахара» (Zucker - Museum), открытый одновременно с Прусским институтом сахарной промышленности 8 мая 1904 года в берлинском районе Веддинг, считается старейшим в мире музеем такого рода. Казалось бы, что ничего общего между Берлином и историей сахарной промышленности не может быть, но все-таки именно берлинский физик Франц Карл Ахард в ходе экспериментов с «народными» немецкими овощами в середине  XVIII века открыл принимаемый нами как должное, способ получения сахара из свеклы. Ахард добивался монополии на производство сахара, но получил лишь субсидию, на которую построил первый в мире свеклосахарный завод.

Постоянная экспозиция музея поделена на семь сегментов и рассказывает об эволюции и истории производства сахара, культурном значении и политическом влиянии сахара на судьбы целых стран. Последняя часть экспозиции «Без сахара – без алкоголя», располагающаяся в музейном Зимнем саду, рассказывает о тысячелетней истории и приемах приготовления хмельных напитков.

Алла Беликова

Успешный предприниматель. Выпускница Академии гостиничного бизнеса во Франкфурте на Майне. Профессионал с многолетним опытом работы в России и Европе в сфере туризма и гостеприимства. Глава компании Promark - Tourism Promotion & Marketing. Руководитель Национального туристического офиса (НТО) Германии в России.

«Немецкий музей карривурста» (Deutsches Currywurst Museum). Согласитесь, «Музей жареных сосисок» – чудное название. Но... берлинцы так же неразлучны с карривурстом, как итальянцы с макаронами, американцы с маршмэллоу, а наши медведи и матрешки с балалайками.

Карривурст – исконно берлинский продукт, не побоюсь даже сказать символ послевоенного Берлина, с легкостью перепрыгнувший через стену (еще один культовый берлинский атрибут), и наплевавший на разность политических систем. Самый лучший способ увековечить любимые сосиски – отдать под них целый музей. Отнюдь не самый худший способ заманить туристов – расположить этот музей вплотную к Берлинской стене, а точнее к одному из самых известных пограничных контрольно-пропускных пунктов – КПП «Чарли» на Фридрихштрассе.

Экспозиция музея весьма разнообразна и интерактивна: можно постоять за прилавком колбасного киоска или колесной будки, узнать о текущем положении дел в сфере фастфуда и о победах на полях «Колбасной войны», которую странные чудные берлинцы ведут с Гамбургом. Можно сфотографироваться, помахивая сковородкой на фоне печки, принадлежавшей Герте Хойвер – изобретательнице карривурста, хозяйке небольшой закусочной в Шарлоттенбурге, запатентовавшей в 1959 году оригинальный соус и рецепт приготовления сосисок. Кстати, музей открыт допоздна.

Берлинский «Музей букв» (Buchstabenmuseum) – мой лидер и пожалуй самый необычный и одиозный из берлинских музейных проектов, основанный в исконно берлинском районе Митте  совсем недавно – 20-го мая 2005 года двумя фанатками своего дела и истинными чудачками, дизайнером Барбарой Декxант и музеологом Аней Шульце.

Коллекция музея насчитывает 350 букв «в полный рост» и почти столько же объемных классических фасадных надписей и рекламных вывесок старого и современного Берлина. Некоторые экспонаты достигают высоты в 2,5 м и веса в 100 кг. Цель экспозиции и музейной коллекции в целом – сбор, документирование, сохранение и обзор информации о городе на основе этих уникальных экспонатов. К слову, кириллица на экспозиции пока не представлена, так что дело за Вами. Прилетайте, приезжайте, приходите, наслаждайтесь странным Берлином.