Шепоты и крики Усадьбы Голицыных

До 31 марта следующего года особняк в Знаменском переулке, бывшее здание Института философии РАН, преобразилось в пространство для мультимедийной выставки «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром». Euromag потрогал, подслушал и подсмотрел новую выставку современного искусства и рассказывает, что интересного ждет зрителя.

Мрачные этажи усадьбы князей Голицыных Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина, вокруг которой велись ожесточенные споры, наполнились целым миром звуков и образов, иногда чарующих, иногда пугающих. Выставка «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» заняла весь особняк, в старинных интерьерах небольших пронумерованных комнат разместились планшеты, проекторы, экраны, колонки, ноты, тексты и много-много всего, призванного захлетнуть и увести вас как Алису в тревожную страну чудес. Итак, проследуем за трубадурами.

Сложная судьба здания отчасти отразилась в работе художника Семена Александровского «Другой музей». Аудиоинсталяция трансформирующая заброшенное пространство бывшего института философии, но еще пока не музея посредством прослушивая звуков, записанных в одном из европейских музеев: Музей ван Гога или Городской музей Стеделик в Амстердаме, Музей Родена или Центр Помпиду в Париже, Музей современного искусства Пегги Гуггенхайм или Палаццо Грасси в Венеции. Прогулки по этим музеям были записаны с использованием бинауральных микрофонов, благодаря чему возникает эффект присутствия, и посетитель погружается в звуковую атмосферу европейского музея.

Семена вдохновило именно эта усадьба и ее сложной историей.Художники часто обращаются к образам, говорящем об их роли в искусстве: Ян Фабр в Эрмитаже предстает в образе рыцаря, художники в ГМИИ представляются эдакими современными трубадурами, с помощью музыки позволяющим разным сообществам людей понять друг друга, когда слова не способны им в этом помочь.

Выставка предлагает зрителю поразмышлять о гармоничном сосуществовании человека и социума в современном мире, о попытках найти и не потерять свой собственный голос, обрести и не утратить свою мелодию. По задумке куратора, пространство главного дома усадьбы XVIII века, которая за три века своей истории неоднократно меняла владельцев и облик, наполнится новыми звуками.

18 российских и зарубежных художников, обращаясь к помощи звука и видео, размышляют о памяти, идентичности, самоопределении и свободе.

Впервые в Москве будут показаны работы Анри Сала «Unravel» (2013), Юлиана Розефельдта «Soundmaker» (2004), Рагнара Кьяртанссона «Сатана существует» (2007) и новый проект Камиллы Нормент. Работу швейцарского коллектива !MediengruppeBitnik «Вызывает Опера. Арии для всех» (2007), авторы которой бросают вызов устоявшимся социокультурными схемами своими интернет-проектами, российский зритель также увидит впервые. Кармен Вайскопф (р. 1976) и Домагой Смольо (р. 1979) расположили в оперном зале Цюрихского оперного Театра микрофоны. С их помощью постановки транслировали на случайно выбранные телефонные номера. Каждый, кто отвечал на звонок, получал возможность услышать прямую трансляцию спектакля.

Специально для выставки были созданы и новые работы. В проектах Саши Пироговой «MONO» (2016), Петра Жукова и Кирилла Широкова «Завтра будет thesame» (2015-2016), Марины Черниковой «Симфосерфинг // М 3-16» (2016) художники, используя аудио- и видеоимпровизацию, создают полифоническое пространство, в котором разворачивается диалог со зрителем о территориях внутренних и внешних.

Шумовая инсталляция Петра Айду «Трансформация звука» (2016) вовлекает в путешествие по звучащему лабиринту, где роли слушателя, исполнителя и музыкального инструмента переплетаются.

В рамках образовательной программы пройдет лекционный курс, где пойдет разговор о музыкальных и текстовых структурах о создании нового языка.

Залы не подписаны, так что не забудьте взять внизу карту.