Человек недели: Лилиан Бетанкур

Наследница косметической империи L'Oréal Лилиан Бетанкур, приютившая когда-то в своей компании французов, имевших связи с нацистами, самая богатая женщина Франции, празднует день рождения – в пятницу ей исполняется 89 лет. Но праздник омрачен решением французского суда, который на этой неделе признал владелицу миллиардов недееспособной и лишил права управлять своим состоянием. Эта женщина с твердым характером признана журналом EUROMAG Человеком недели.

На этой неделе суд парижского пригорода Курбевуа постановил, что самая богатая женщина Франции, основной акционер косметической империи L'Oréal Лилиан Бетанкур не может управлять своим состоянием, которое оценивается в 20 млрд долларов, и должна быть помещена под опеку родственников – дочери Франсуазы Бетанкур-Мейерс и старшего внука Жан-Виктора Мейерса. Им же суд передал право на управление имуществом самой богатой француженки.

Согласно данным медицинской экспертизы, опубликованной в газете Le Monde, Бетанкур страдает «слабоумием смешанной природы», а также болезнью Альцгеймера в «умеренно серьезной стадии». Также врачи отмечают «очевидное расстройство когнитивных способностей, отсутствие ориентации во времени, частичное расстройства памяти и способности к рассуждению, а также афазию».

Адвокаты Бетанкур уже заявили, что намерены обжаловать решение суда, однако юристы отмечают, что эта апелляция не приостановит исполнение вердикта. Ранее сама Бетанкур заявила, что не сможет остаться в стране, если суд признает ее недееспособной. «Может быть, у меня не будет желания жить. Если произойдет именно так, я уеду за границу. Если мной будет заниматься дочь, я задохнусь», – сказала она.

Решение о недееспособности самой богатой француженки было принято в ответ на ходатайство ее дочери, которая не в первый раз просила суд поместить свою мать под опеку. История судебных отношений матери и дочери, получившая название «дело Бетанкур», длится уже не первый год.

Сразу после смерти мужа миллиардерши в 2007 году дочь подала иск на давнего друга ее матери - художника, писателя и фотографа Франсуа-Мари Банье, с которым Лилиан познакомилась в 1987 году во время съемок для французского журнала Égoïste. До сих пор ходят разные слухи о том, какие отношения были между Бетанкур и Банье, однако доподлинно известно, что за время их дружбы наследница косметической корпорации подарила ему подарки на общую сумму 1,3 млрд евро, в том числе 11 картин Пикассо, Матисса, Мондриана, Делоне и Леже.

Дочь обвиняла Банье в том, что он получил эти подарки, злоупотребив состоянием здоровья матери. В итоге с Банье было заключено соглашение, по которому фотограф отказался от части подарков, а мать и дочь заключили мир, однако в 2011 году скандал вспыхнул вновь.

Лилиан Бетанкур – единственная дочь основателя L’Oréal Эжена Шуллера. Она родилась в 1922 году в Париже. Когда ей было пять лет, умерла ее мать, поэтому всю свою жизнь, вплоть до его смерти в 1957 году, она старалась быть рядом с отцом, в том числе и помогать ему в бизнесе.

Работать в компанию к отцу она пошла рано – в 15 лет. В 22 года участие Лилиан в жизни компании ограничивалось лишь тем, что она проходила стажировки в качестве секретаря и бухгалтера. Какое-то время наследница корпорации также работала на производстве – смешивала косметические средства и клеила этикетки на тюбики и флаконы.

В 1950 году Лилиан, тогда еще носившая фамилию Шуллер, вышла замуж за Андре Бетанкура, который в то время занимался политикой. Через несколько лет после свадьбы Лилиан с супругом поселились в особняке, построенном в 1951 году, а 10 июля 1953 года у них родилась единственная дочь Франсуаза.

С будущим мужем наследница косметической корпорации познакомилась через своего отца, который во время войны финансировал и поддерживал тайную профашистскую организацию, получившую в прессе название La Cagoule, членом которой как раз и был Андре Бетанкур.

Согласно историческим свидетельствам, еще до вторжения немцев во Францию члены движения занимались незаконным ввозом оружия и организацией взрывов синагог. Примечательно, что именно в офисе фирмы L’Oréal проводились первые тайные собрания кагуляров.

После немецкого вторжения все члены движения присягнули на верность Гитлеру. После войны L'Oréal стала, как писала пресса, «заводом по перевоспитанию лиц с крайне правыми политическими взглядами» – пристанищем для многих членов тайной организации, старавшихся избавиться от следов своего грязного прошлого. Бетанкур также был взят на работу в компанию, однако уже после того, как закончил свою политическую карьеру.

После смерти отца Лилиан стала главным акционером доставшейся в наследство корпорации. Политическая карьера супруга пошла на взлет – Бетанкур стал депутатом, а затем министром. Именно тогда Лилиан, часто сопровождавшая мужа в заграничных поездках, была признана воплощением элегантности, присущей только «настоящим француженкам».

Политические связи отца и мужа приблизили Лилиан к семье пятого президента республики Жоржа Помпиду, который не раз бывал в гостях у Бетанкур. Известно также, что именно он поспособствовал слиянию швейцарской компании Nestlé и концерна Бетанкур для финансового стимулирования L'Oréal. Тогда основной акционер компании, ставшей в 1963 году публичной, обменяла почти половину своей доли на 3% акций Nestlé. До суда, признавшего Бетанкур недееспособной, ей принадлежал 31% акций компании L’Oreal (из них 12,76% акций находилось в доверительном управлении дочери).

С именем Лилиан Бетанкур, старательно избегавшей всю свою жизнь контактов с прессой, связано несколько громких скандалов. В 2008 году на заседании, на котором рассматривались отношения Бетанкур и Франсуа-Мари Банье, была прослушана магнитофонная запись, сделанная ее дворецким. Из разговора, представленного на записи, следовало, что Бетанкур не только избежала уплаты налогов, сохранив деньги в швейцарских банках.

Через два года после этого, как писал EUROMAG, интернет-издание Mediapart опубликовало материал, в котором бывший бухгалтер Бетанкур заявила о получении казначеем партии Николя Саркози, нынешним министром труда Эриком Вертом, 150 тыс. евро наличными от финансового консультанта миллиардерши. По ее словам, это произошло в марте 2007 года – в разгар предвыборной кампании Саркози.

Кроме того, бывший бухгалтер также рассказала, что Саркози, еще будучи мэром Нёйи-сюр-Сен, сам был частым гостем в доме Бетанкур и также получал конверты с наличными. Об этом заявила и в недавно изданных во Франции книгах судья Изабель Прево-Деспре. Она утверждает, что свидетели видели, как Николя Саркози получал деньги от Лилиан Бетанкур, но отказывались свидетельствовать об этом в суде. Книга появилась перед началом президентской кампании во Франции.

Между тем сама Бетанкур известна также благотворительной деятельностью и в другой сфере. В 1987 году она вместе с мужем и дочерью основали Fondation Bettencourt Schuellerдля поддержки и развития медицинских, культурных и гуманитарных проектов. Недавно фонд профинансировал строительство нового крыла в музее Мармоттан Моне.

В апреле текущего года имя Бетанкур появлялось в прессе в связи с коррупционным скандалом, в котором были замешаны топ-менеджеры L'Oreal: их обвиняли в организации «серых» поставок в Россию, Белоруссию и на Украину.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?