«Поскольку, согласно конституции, президент должен представлять единство венгерского народа, и поскольку моя личность, к сожалению, стала синонимом разделения, я считаю, что мой долг – покинуть пост [президента]», – сказал Пал Шмитт депутатам венгерского парламента в понедельник, 2 апреля.
Когда два года назад премьер-министр Венгрии Виктор Орбан предложил кандидатуру Пала Шмитта на пост президента Венгрии, особым сюрпризом это ни для кого не стало. Шмитт позиционировался как политик новой формации – человек, добившийся всего сам.
Пал Шмитт родился 13 мая 1942 года в Будапеште. В возрасте 13 лет он записался в школу фехтования и сделал блестящую спортивную карьеру. Впрочем, некоторые в Венгрии считают Шмитта посредственным спортсменом, заявляя, что даже на Олимпийских играх он был «самым слабым звеном в команде».
Однако награды будущего президента Венгрии говорят сами за себя. Дважды победив на чемпионатах национального масштаба, Шмитт в период с 1965 по 1977 годы более 130 раз защищал честь Венгрии на различных международных соревнованиях. Он был членом «золотых» команд венгерских шпажистов на Олимпиаде в Мехико в 1968 году и на печально известных Играх в Мюнхене в 72-м. Годом ранее Шмитт выиграл золото на Чемпионате мира. Также в его активе несколько золотых медалей с Чемпионатов Европы.
Но были в биографии Шмитта и «темные истории», о которых бывший глава государства не любит вспоминать. Так, например, в 1961 году в возрасте 19 лет он приехал на соревнование в немецкий Дуйсбург. В то время, особенно после ультиматума генсека Никиты Хрущева по Берлинскому вопросу, попасть в западную Германию «парню с востока» было равносильно полету в космос. Шмитт, оказавшись на Западе, намеревался просить политического убежища из-за того, что ему по каким-то причинам отказывали в учебе в медицинской школе. Якобы, за него перед властями города даже готовы были вступиться некоторые известные фехтовальщики Германии.
Однако, официально подтверждения этих событий нет. Зато известно, что сразу после этого Шмитт смог поступить на экономический факультет университета имени Карла Маркса в Будапеште (окончил в 1965 году).
В 1977-м 35-летний Пал Шмитт объявил о завершении своей спортивной карьеры, после чего ушел в гостиничный бизнес, – работал помощником управляющих в двух главных отелях столицы Венгрии – Astoria и Forum.
Впрочем такая карьера Пала Шмитта не прельщала. Его амбиции распространялись намного дальше: он видел себя в кресле президента Международного олимпийского комитета (МОК). И ради достижения своей цели в 1981 году Шмитт возвращается в спорт, но уже как чиновник – приходит на работу в Национальное управление по физической культуре и спорту, и, спустя два года, становится заместителем председателя (фактически – замминистра спорта Венгрии). А в 1989-м он уже президент Венгерского олимпийского комитета.
В 1993 году Шмитта назначают послом Венгрии в Испании, а в 1998-м переводят на аналогичную должность в Швейцарию. Говорят, что Шмитт использовал все свои связи, влияние и прошлые заслуги перед Венгрией, чтобы получить назначение именно в эти страны. Ведь в Испании он был «рядом» с Хуаном Антонио Самаранчем, который возглавлял МОК более 20 лет, а в Берн перевелся, потому что именно там находится штаб-квартира МОК.
После того, как в 2001 году Самаранч покинул пост главы Международного олимпийского комитета, Шмитт выставил свою кандидатуру, но занял лишь четвертое место.
Этот период можно назвать знаковой точкой разрыва отношений Шмитта со спортом, с которым была связана не только его жизнь, но и жизнь его семьи. Супруга Шмитта – Каталин Макраи в прошлом известная гимнастка, а их три дочери – Александра, Петра и Грета – профессиональные теннисистки.
Потерпев неудачу на выборах главы МОК, Шмитт в 2002 году возвращается в Будапешт, где выставил свою кандидатуру на выборах мэра города, но снова проиграл. После этого в жизни Шмитта происходит резкий перелом – к нему обратился Виктор Орбан, который как раз в то время лишился поста премьер-министра Венгрии, после проигрыша своей партии «Фидес» на парламентских выборах. Шмитт согласился на сотрудничество и стал заместителем председателя партии, а уже спустя два года – депутатом Европарламента, где проработал до 2010 года.
В 2010 году, после победы «Фидес» на парламентских выборах, Шмитт стал спикером парламента Венгрии, а Виктор Орбан вернулся в кресло премьер-министра страны, которое он занимает до сих пор. Но на посту спикера Шмитт проработал всего два месяца – летом 2010-го, после отставки президента Ласло Шойома, Орбан предложил Шмитта на пост главы Венгрии.
Близкие знакомые Шмитта на условиях анонимности признавались венгерским журналистам, что Шмитт – «достаточно гибкий парень». Кто-то даже назвал его «каучуковым человеком», подразумевая, что Шмитт готов служить кому угодно, если цели союзника и его собственные совпадают.
29 июня 2010 года Шмитт был избран президентом Венгрии, получив поддержку 263 депутатов парламента. За его конкурента, кандидата от социалистов Андраса Балога, проголосовали лишь 59 парламентариев. 6 августа Пал Шмитт принял присягу главы государства.
В своей речи после инаугурации Пал Шмитт поблагодарил «Фидес» за поддержку, пообещав, что он «не будет препятствием для законодательного процесса парламента». Другими словами, подпишет все, что предложит «Фидес».
Эксперты даже подсчитали, что за пять месяцев (с 6 августа по 31 декабря 2010 года) Шмитт подписал почти сто законов, одобренных в парламенте партией «Фидес», – ни один из документов не был направлен на новое рассмотрение или на согласование в Конституционный суд.
Но самый скандальный закон, который выпал Палу Шмитту за его недолгую карьеру президента, новая Конституция Венгрии. Этот документ партии Виктора Орбана удалось протолкнуть в апреле 2011 года в парламенте без особых хлопот, но оппозиция просила президента отклонить Основной закон. Шмитт к ним не прислушался.
Новая Конституция Венгрии вступила в силу 1 января 2012 года, что уже на следующий день привело к многотысячным демонстрациям протеста в Будапеште. Конституция значительно расширяла полномочия премьера, что не устраивало оппозицию. Новый закон Венгрии был раскритикован и властями Евросоюза за то, что, например, определял брак как союз мужчины и женщины, то есть ставил однополые браки в Венгрии вне закона, или закреплял доминирование христианства над другими конфессиями.
Оправдываться за новую конституцию перед ЕС, который угрожал лишить Будапешт финансовой помощи, пришлось Виктору Орбану, так как у Пала Шмитта появилась более значимая проблема. В январе венгерский журнал HVG опубликовал материалы, подтверждающие, что почти 90% тезисов докторской диссертации венгерского президента, которую он защитил в 1992 году, – плагиат.
Разразился нешуточный скандал, из-за чего ученый совет Будапештского университета медицины и спорта имени Игнаца Земмельвайса вынужден был пообещать проверить изложенные факты. Сам Шмитт хранил спокойствие. «У меня нет намерения присвоить чью-либо интеллектуальную собственность. Моя совесть чиста», – заявил президент в эфире государственного телеканала «М1».
Но ученый совет решил по-другому. В конце марта Пала Шмитта лишили ученой степени, а уже 2 апреля президент объявил о том, что покидает свой пост из-за этого скандала. В интервью журналистам Шмитт пообещал, что напишет новую диссертацию, которая докажет, что он достоин звания доктора.