Deutsche Welle: Cудебный абсурд в Германии

Банальные, на первый взгляд, судебные дела на поверку порой оказываются вовсе не такими простыми. Во всяком случае, в Германии. Репортажи из зала суда пользуются у немцев большой популярностью. Ни одна крупная газета, ни один журнал без них не обходятся. Многих судебных колумнистов знают по именам и спорят о том, кто из них объективнее. При этом наибольший интерес (если исключить, конечно, любителей бульварной прессы) вызывают в Германии не смакование кровавых подробностей какого-нибудь страшного преступления, не страсти-мордасти серийных убийств или семейных трагедий, а дела обыденные, но с каким-нибудь неожиданным поворотом, с сюрпризом, так сказать.

Будни немецких судов

Один из самых популярных судебных репортеров Германии - Клаус Унгерер (Klaus Ungerer), колумнист Frankfurter Allgemeine Zeitung. Сейчас он собрал свои лучшие репортажи последних лет в книжку, которая называется "Что знает судья о любви?" Кто ожидает прочитать о нашумевших "преступлениях века", о жестоких убийцах и аферистах-миллионерах, тот будет разочарован. Будни немецких судов намного прозаичнее. Подчеркивая это, Унгерер дал своей книге подзаголовок: "24 судебных дела из реальной жизни".

И все же тривиальным ни одно из этих дел не назовешь. В каждом из них есть своя изюминка, чаще всего - элементы абсурда, к которым автор явно испытывает слабость. Вот, скажем, удар ножом из ревности: на скамье подсудимых - шестидесятилетняя пенсионерка, ударившая ножом своего "бойфренда", причем по ошибке.

А вот судят Ренату Майнс (Renate Meins), начальницу отдела, выписывающего штрафы нарушителям правил дорожного движения. Она несколько лет подряд завышала суммы этих штрафов. Но не для того, чтобы положить деньги в свой карман. Нет! У нее была более благородная (с ее точки зрения) цель: приучить нарушителей к порядку и заодно повысить бюджетные доходы родного муниципалитета. Адвокат потребовал оправдать "благородную Ренату". Судьи решили иначе: два года - правда, условно - за превышение служебных полномочий.

Собака раздора

О некоторых судебных процессах, описанных в книге, невозможно читать без улыбки, хотя для потерпевших, понятное дело, ничего смешного в этом не было. Одна соседка напала на другую, чтобы отнять у той... собаку. Причем собака принадлежала раньше первой соседке, которая в свое время отдала ее будущей потерпевшей (тогда они еще были подругами), потому что ее новый друг собак не выносил. А потом передумала.

Но та, другая, так приросла сердцем к дворняге по кличке Массимо, что вернуть собаку отказалась. Пришлось отнимать. Результат: вырванный клок волос, синяк под глазом и ссадина на ноге у одной участницы конфликта и семь месяцев условного наказания за это - у другой. Собака, кстати, при нападении присутствовала, но предпочла сохранять нейтралитет.

Намного суровее - три года и девять месяцев тюрьмы - был приговор массажисту, который, принимая в своем салоне женщин более или менее молодого возраста, заодно пытался играть и роль сексолога. Сначала этот симпатичный, с поседевшими висками мужчина (кстати говоря, женатый отец двух детей) заводил разговор о том, что он не просто опытный физиотерапевт, но также окончил специальные курсы для сексологов и может кое-чем помочь, если у дамы есть какие-то проблемы.

Потом он начинал осторожно разминать у беспомощно лежащих перед ним на кушетке полуодетых пациенток не только руки, спину и шею, но также другие места, обычно скрытые от посторонних глаз. Женщины, едва дождавшись конца сеанса, убегали, спешно одевшись, чтобы уже никогда больше к этому массажисту не обращаться. В полицию пойти стеснялись. Но одна решилась. Восемь свидетельниц обвинения пришли в суд. Наверное, их могло быть и больше. Но для приговора хватило и их.

Художники-варвары

Одно по-настоящему нашумевшее в Германии дело в книге Унгерера все же описано. Речь идет о публичном варварском убийстве двух кроликов. В этом преступлении обвинили трех друзей-акционистов представители общества защиты животных. Адвокаты напирали на то, что речь идет о художественной акции, что в деревнях до сих пор забивают кроликов и сворачивают головы курам и что никого за это не судят.

"Где границы искусства?" - спрашивает и Клаус Унгерер. Можно ли считать всего лишь "провокационным хэппенингом" выставленную в интернете видеозапись сворачивания шеи и последующего обезглавливания кролика? Или это бессмысленное, с целью привлечь внимание к себе убийство двух беззащитных животных, являющееся нарушением Конституции Германии?

Процесс вызвал огромный общественный резонанс. Мнения разделились, но большинство требовало драконовских сроков для подсудимых. Судьи оказались милосерднее. Признав "художников" виновными, они вынесли сравнительно мягкий приговор: организатор акции получил 80 дней тюрьмы с заменой их штрафом в 2400 евро, двое других - 1000 евро и 600 евро штрафа. Деньги были перечислены на счет общества защиты животных...


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?