Gazeta.ru: Испания вернула сокровища с затонувшего фрегата

Испания смогла доказать свое право на 17 тонн драгоценностей, поднятых со дна моря. Судебная битва с американской компанией, занимающейся поиском затонувших кораблей, длилась несколько лет. Искатели артефактов, потратившие на поднятие судна и хранение добычи 2,6 млн долларов, требуют у дефолтной страны компенсации – пока безуспешно.

В субботу с базы ВВС во Флориде вылетели два военных самолета Королевства Испания. На их борту были 17 тонн монет и других сокровищ, поднятых с фрегата Nuestra Senora de las Mercedes, потопленного в 1804 году в Гибралтарском проливе во время боя с англичанами. 594 тысячи серебряных монет, упакованные в белые пластмассовые ведра, грузились на борт под присмотром посла Испании в США Хорхе Дескальяра де Масара. Для него это была миссия особой важности: несколько лет Испания билась в судах за груз с американской частной компанией, поднявшей сокровища. «Это история, а мы свидетели той битвы, что произошла 200 лет назад», – заявил де Масар. Власти Испании, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, не намерены продавать монеты. «Это не деньги, а историческое наследие», – заявил посол.

На сокровища стоимостью в $500 млн претендовала американская исследовательская компания Odyssey Marine Exploration, поднявшая драгоценный груз.

Она специализируются на подводной археологии и поднятии затонувших кораблей по всему миру. Американцы тщательно выбрали объект для исследований: Nuestra Senora de las Mercedes лежала на большой глубине, что исключило попытки разграбления. А главное, документы на сокровища были утеряны, что обычно позволяет избежать судебного процесса. Однако в случае с испанским фрегатом у американцев все-таки возникли проблемы: Испания внимательно следила за работами в Гибралтарском проливе, которые проходили в тайне от общественности, а затем, когда ящики с серебром были подняты на поверхность, подала иск. В мае 2007 года исследователи перевезли добычу на склад в городе Тампа во Флориде и начали готовиться к судебному процессу.

Международные законы защищают военные корабли, каким и был Mercedes, от искателей сокровищ.

Однако юристы Odyssey Marine Exploration заявили в суде, что у них нет подтверждений, что перед ними именно этот фрегат: обшивка судна не сохранилась.

В качестве доказательств они представили подводную съемку, на которой видны лишь отдельные обломки. В свою очередь испанцы поднимали хроники и говорили об историческом наследии.

Охотники за сокровищами, не раз заявлявшие о своих хороших связях с политиками, на этот раз проиграли во всех инстанциях. Это дало бизнесменам повод раскритиковать правительство США, обвинив его в нелояльности к родным бизнесменам.

В спор между кладоискателями и Испанией попытались вклиниться власти Перу.

Еще в 2009 году из Лимы в суд Тампы пришел запрос с требованием предоставить документы о поднятом грузе, поскольку монеты были изготовлены именно в Перу из серебра, добытого в Андах. Это позволило латиноамериканской стране оспаривать право Испании на владение сокровищами. Представители королевства, первоначально соглашавшиеся поделиться с бывшей колонией, в итоге отказались от этой идеи. 23 февраля 2012 года, уже после окончательного решения суда о передаче клада Испании, юристы Перу направили апелляцию в Верховный суд США с требованием остановить отправку груза и дать возможность подготовить документы для обжалования. Каково было решение суда, не сообщается, но никто не пытался задержать вылет испанских самолетов.

В настоящий момент представители Odyssey Marine Exploration надеются получить от правительства Испании компенсацию.

Они говорят о затратах в $2,6 млн, из которых $413 тысяч стоило хранение груза на складе.

Испанцы ранее заявляли, что не намерены платить компенсацию: по их словам, исследователи, доставая сокровища, сильно повредили ценные останки фрегата. Впрочем дипломаты добавляли, что правительство европейской страны было бы не прочь сотрудничать с американцами, так как у берегов Испании лежит значительное число затонувших кораблей, а Odyssey Marine Exploration является признанным мировым лидером по поднятию подобных судов.

Однако охотники за сокровищами предпочитают сотрудничать с властями Великобритании, которые согласны получать 20% от найденного. В частности, в конце октября 2011 года американцы подняли со дна Атлантического океана 200 тонн серебряных слитков общей стоимостью $237 млн с борта затонувшего британского парохода SS Gairsoppa. По договору с Лондоном 80% груза отойдет бизнесменам-исследователям, а остальное получат британские музеи.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?