Милосердие
Gnade, реж. Маттиас Гласнер
Новая работа одного из самых интересных творческих дуэтов немецкого кино. Режиссер Маттиас Гласнер и актер Юрген Фогель – не только давние друзья и соратники, но еще и деловые партнеры, основавшие совместную кинокомпанию. Их предыдущий фильм "Свободная воля" (Der freie Wille) принес Фогелю "Серебряного медведя" Берлинале. "Милосердие", которое в этом году тоже участвовало в Берлинском конкурсе, – драма о семейной паре, переживающей кризис в отношениях. Преодолеть его мужу и жене (их играют Фогель и австрийская актриса Биргит Минихмайр) помогает не банальный визит к психологу, а совершенное преступление и последующее признание вины. Религиозные мотивы, повторяющиеся в той или иной форме в каждом фильме Гласнера, здесь занимают центральное место, и ближе к финалу зритель должен не только почувствовать себя соучастником, но и вместе с героями очиститься от всех грехов. Кроме того, это, пожалуй, самый красивый из вышедших в этом году немецких фильмов. Съемки "Милосердия" проходили в норвежском Хаммерфесте, самом северном городе Европы, на фоне величественных фьордов и не сходящего с неба северного сияния.
Где увидеть: 1 декабря в Новосибирске, 13 декабря в Петербурге
Горение
Der Brand, реж. Бригитте Мария Бертеле
Феминистская драма о женщине, пережившей жестокое изнасилование и пытающейся вернуться к нормальной жизни. Фильм убедительно показывает, что гендерный шовинизм никуда не исчез даже в просвещенной Европе: в то время как героиня пытается найти в себе силы хотя бы просто встать с постели, ее в целом положительный бойфренд советует ей поскорее забыть все, что произошло, а циничный адвокат с наглой ухмылкой констатирует, что полученные травмы недостаточно серьезны для судебного дела. Принять роль жертвы женщина отказывается и начинает собственную борьбу с насильником. "Горение" – всего лишь вторая лента в фильмографии переквалифицировавшейся в режиссеры театральной актрисы Бригитте Марии Бертеле, однако филигранная точность в изображении женского характера, прекрасная работа с актерами и психологическая глубина заставляют вспомнить о лучших работах легенды немецкого кино Маргарете фон Тротта. По-настоящему сильных женщин кинематографу Германии по-прежнему очень не хватает.
Где увидеть: 30 ноября в Новосибирске, 8 декабря в Москве, 15 декабря в Петербурге
Западный ветер
Westwind, реж. Роберт Тальхайм
Ни один фестиваль немецкого кино не обходится без фильма о временах Берлинской стены. В программе-2012 главная картина на тему столкновения Востока и Запада, ГДР и ФРГ – молодежная мелодрама "Западный ветер". Героини фильма – сестры-близняшки Изабель и Дорин, настоящие "комсомолки, спортсменки, красавицы", которые едут на тренировку в венгерский пионерлагерь на озере Балатон. По дороге они случайно знакомятся с двумя друзьями из ФРГ. Тренер предупреждает девушек, что любые контакты с "выходцами с Запада" нежелательны, но Дорин по уши влюбляется в одного из парней и при каждом удобном случае убегает с территории лагеря на свидания. Эту легкую, воздушную, по-девичьи наивную картину можно было бы трактовать еще и как метафорическую историю соблазнения невинного социалистического Востока прагматичным капиталистическим Западом, если бы не одно "но". Фильм основан на реальных событиях, произошедших с продюсером картины Сюзанн Шимк и ее сестрой Дорин, которые лично представят картину в Петербурге.
Где увидеть: 2 декабря в Новосибирске, 9 декабря Москве, 14 декабря в Петербурге
Три четверти луны
Dreiviertelmond, реж. Кристиан Цюберт
Трагикомедия о дружбе пожилого ворчливого таксиста и не говорящей по-немецки 6-летней турецкой девочки, новый фильм Кристиана Цюберта, одного из самых известных комедиографов Германии. Эта картина – идеальный пример того, что лучше всего удается современному немецкому кинематографу. В большинстве европейских стран, включая Россию, мейнстрим, зрительское кино, чаще всего пытаются снимать как кальку с Голливуда: копируют самые ходовые сюжеты и просто переносят их на местную почву. Неудивительно, что приживаются они плохо. Картина Цюберта показывает, что можно делать и по-другому. Режиссер берет уже порядком поднадоевшую, но по-прежнему актуальную для всей Европы проблему столкновения культур, однако вместо картонной душещипательной драмы о тяжкой доле мигрантов рассказывает сентиментальную (в самом лучшем смысле этого слова) и трогательную историю об обычных людях. Во всех ее персонажах любой немецкий зритель с легкостью узнает самого себя или своего соседа. В прошлом году лента с успехом прошла в прокате Германии и получила номинацию на премию Немецкой киноакадемии как лучший фильм года.
Где увидеть: 1 декабря в Новосибирске, 7 декабря в Москве, 13 декабря в Петербурге
Покорение мира 3D
Die Vermessung der Welt 3D, реж. Детлев Бук
Главная премьера московского фестиваля, первый показ которой в Германии состоялся всего месяц назад. «Покорение мира» – снятая в 3D роскошная костюмная драма, основанная на одноименном бестселлере Даниэля Кельмана. Книга вышла в 2005 году, попала в шорт-лист Немецкой книжной премии, оказалась на втором месте в книжном рейтинге The New York Times, а по продажам и популярности в Германии обогнала даже считавшегося несокрушимым "Парфюмера" Зюскинда. Разумеется, кинематографисты мимо такого сокровища пройти не могли. И роман, и фильм параллельно прослеживают наполовину вымышленные, наполовину реальные биографии двух выдающихся немецких ученых: естествоиспытателя Александра фон Гумбольдта и математика Карла Фридриха Гаусса. Разные события из жизни двух гениев, пытающихся наукой объять необъятное, искусно рифмуются друг с другом и создают панораму целой эпохи. Как и в прошлогоднем хите "Гёте!", главные герои показаны не скучными седовласыми стариками, какими их привыкли видеть школьники на страницах учебников биологии и математики, а юными статными красавцами. Фон Гумбольдта играет 27-летний дебютант Альбрехт Шух, Гаусса – любимец немецких девушек Флориан Давид Фитц, а его сына Эжена Гаусса – Давид Кросс, известный российской публике по "Чтецу" (The Reader) Стивена Долдри.
Где увидеть: 9 декабря в Москве
Все, что останется
Was bleibt, реж. Ханс-Кристиан Шмид
Сбор за большим столом нескольких поколений семьи состоятельных буржуа – классический сюжет французского, а вовсе не немецкого кино, но режиссер Ханс-Кристиан Шмид ("Дальний свет", "Реквием") не боится разбивать стереотипы. Главные герои его нового фильма – вышедшая на пенсию богатая пара, их старший сын, находящийся на грани развода с женой, 4-летний внук и младший сын с девушкой – собираются приятно провести совместный уикенд, но вместо этого начинают выяснять отношения. Бабушка, много лет страдавшая маниакальной депрессией и сидевшая на таблетках, отказывается принимать лекарства и утверждает, что все теперь будет хорошо. Дети и муж недовольны: на каждого из них это накладывает обязательства, принять которые они не готовы. Распад патриархальных семейных связей – центральная тема немецкого кино последних лет. Если раньше людям проще было выживать вместе, то теперь это куда легче делать поодиночке, а классическая модель любовных отношений все чаще оказывается нежизнеспособной. В своей камерной, интеллигентной и необычайно тонкой картине Шмид находит для избитой темы новые ракурсы, а неожиданный сюжетный поворот, который происходит в середине фильма, превращает частную трагедию одной семьи почти что в библейскую притчу.
Где увидеть: 2 декабря в Новосибирске, 6 декабря в Москве, 16 декабря в Петербурге
Тут вам не Калифорния
This Ain't California, реж. Мартен Перзиль
Картина считается документальной, но это определение можно назвать чистой формальностью. В фильме нет обязательных для документалистики "говорящих голов", отвечающих на вопросы невидимого режиссера, кадров официальной хроники или документальных свидетельств, зато есть волшебные любительские съемки на камеру Super8, сделанные с движущегося скейтборда, анимация и харизматичные персонажи, чьи рассказы про жизнь похожи на кино больше, чем любой из современных сюжетов. "Тут вам не Калифорния" – увлекательная сага о зарождении уличной культуры в Восточном Берлине, один из лучших немецких фильмов нынешнего года. В центре сюжета – трое друзей из маленького городка в ГДР, которые сначала конструируют первые на Востоке скейтборды из подручных материалов, а потом переезжают в столицу и совершают на Александерплац свою маленькую революцию. Лента посвящена памяти Дениса Парачека (Denis Paracek) – бывшего спортсмена, скейтбордиста и неформального лидера движения, который в 2011 году погиб во время службы в Афганистане.
Где увидеть: 15 декабря в Петербурге
Фестиваль немецкого кино пройдет с 28 ноября по 2 декабря в Новосибирске в кинотеатре "Победа", с 5 по 11 декабря в Москве в кинотеатре "35 мм" и с 13 по 16 декабря в Петербурге в кинотеатре "Аврора". Подробное расписание сеансов и информация о фестивале – на сайте www.germanfilms.ru/2012