В 1986 году аниматор Джон Лассетер, один из основателей студии Pixar, снял по мотивам своей студенческой короткометражки двухминутный фильм "Люксо младший" (Luxo Jr.) – историю про настольную лампочку-маму и хулиганистую лампочку-сына, которые играют с маленьким мячиком. Год спустя "Люксо" получил "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля в категории "Лучший короткометражный фильм" и стал первым компьютерным мультиком, номинированным на премию "Оскар". Лампочка превратилась в символ Pixar, а ее образ на долгие годы определил творческую философию студии: это художники, способные делать неодушевленное одушевленным.
С тех пор прошло 25 лет. Пионеры компьютерной анимации заработали двадцать шесть "Оскаров", семь "Золотых глобусов" и три премии "Грэмми", переехали из тесного здания рядом с нефтеперерабатывающим заводом в огромный стеклянный дворец, отстроенный специально для них в Калифорнии, и стали частью концерна Walt Disney Animation Studios. Все это, впрочем, не сделало их более открытыми для публики: "творческая кухня" Pixar – по-прежнему тайна за семью печатями. Раскрыть часть своих секретов аниматоры решились только накануне своего 25-летнего юбилея и выбрали для этого не один из американских музеев, а Кунстхалле в немецком Бонне.
Выставка "Pixar. 25 лет анимации" (Pixar. 25 Years of Animation) разбивает главный миф, связанный с деятельностью студии. Это в технической среде персональный компьютер с момента своего появления на свет воспринимался как помощник человека. Творческие же люди видели в нем конкурента – бездушную машину, которая уничтожает искусство. Работы Pixar долгое время не признавались именно потому, что их считали "убийцами" традиционной анимационной техники. Эта легенда жива и сейчас: многие думают, что компьютер – главный инструмент сотрудников студии.
На выставке в Бонне компьютеров нет. Джон Лассетер и его коллеги задумывали экспозицию как классическую выставку изобразительного искусства: ее главные экспонаты – эскизы, картины и скульптуры. Из пояснительных текстов посетители узнают, что на создание одного пиксаровского мультфильма уходит в среднем от четырех до шести лет, и машины подключаются к процессу лишь на заключительном этапе. Все остальное создается руками талантливых художников, которые прорисовывают мельчайшие детали каждого кадра.
В анимационных фильмах студии Pixar есть три главные составляющие: история, персонажи и окружающий их мир. Каждой из них посвящены разные разделы выставки. Знакомство с персонажами начинается уже на входе. Гостей Кунстхалле встречают синий рогатый монстр Джеймс Салливан и его одноглазый зеленый коллега Майк Вазовски – главные герои "Корпорации монстров" (Monsters, Inc). В других залах можно увидеть робота ВАЛЛ-И, рыбку Немо и крысу Реми из мультика "Рататуй" (Ratatouille). Сотрудники студии были первыми, кто отказался от проторенного Уолтом Диснеем пути – снимать сказку за сказкой, используя известные литературные сюжеты. Режиссеров Pixar всегда интересовали оригинальные истории.
О том, как рождаются идеи сюжетов и как воссоздается на бумаге, а потом и на экране монитора реальность, в которой будут жить герои мультиков, на выставке тоже рассказывают очень подробно. Оказывается, фильм "В поисках Немо" (Finding Nemo) режиссер Эндрю Стэнтон придумал в тот момент, когда посетил вместе с сыном океанариум, а чтобы понять, как выглядит подводный мир, художники Pixar ныряли с аквалангом. Мысль "оживить" машины для фильма "Тачки" (Cars) пришла в голову Джону Лассетеру, когда он отправился с семьей в автопутешествие по США. Отдельной легендой стали исследования, которые сотрудники Pixar проводили для подготовки к съемкам "Приключений Флика" (A Bug’s Life). Чтобы понять, как выглядит мир с точки зрения муравья, они прикрепили к детальке конструктора Лего колесики и крошечную камеру и запустили эту самодельную машину на газон на заднем дворе студии.
Всего на выставке представлено более 500 экспонатов, среди них – раскадровки нового мультфильма Pixar "Храбрая сердцем" (Brave), который вышел на российские экраны в июне. Рядом с каждым экспонатом, будь то рисунок, скульптура или простой карандашный набросок, стоит имя его создателя. Главное богатство самой успешной анимационной студии мира – люди, а не дорогие компьютеры.
Выставка "Pixar. 25 лет анимации" открыта в Федеральном выставочном зале Бонна до 6 января 2013 года.
Официальный сайт музея – www.bundeskunsthalle.de.