Стук колес и качание вагонов, скрип разрезаемых стрелок и мелькающие за окном столбы – завораживающая картина. Особенно когда речь идет о португальских железных дорогах – Caminhos de Ferro Portugueses, или Comboios de Portugal, а чаще просто СР. Именно так называется главная железнодорожная компания страны.
По ниткам железных дорог нельзя объехать всю Португалию, это правда. Но они соединяют все ключевые города, от юга до севера. Сидите в Лиссабоне и не знаете, чем заняться? Немедленно руки в ноги – и бегом на вокзал Руссиу. Полюбуйтесь пару минут на фасад в стиле неомануэлино, и спешите по эскалатору на второй этаж, покупать билет в Синтру. Впрыгиваете в электричку, садитесь на мягкое сиденье и через 40 минут уже спокойно шагаете по улицам старой Синтры в сторону замка Кинта-да-Регалейра и дворца Паласио-да-Пена.
Не хочется в Синтру – от вокзала Кайш-де-Содре идут электрички в Кашкайш. На них лучше не торопиться, пропустить уходящий поезд и сесть в следующий, но обязательно к окошку по левой стороне движения. Этот поезд идет вдоль самого побережья, и вид из окна завораживает, 30 минут в пути пролетят незаметно.
Если нужно попасть из Лиссабона в Порту, не стоит покупать билет на самолет или арендовать машину. Лучше воспользоваться скоростным комфортабельным португальским поездом. За те же деньги (около 40 евро) турист получит куда больше положительных впечатлений, чем в салоне взлетающего самолета или за рулем арендованного Renault.
Самое интересное, что португальские железные дороги не ограничиваются перевозками из пункта А в пункт В, а предлагают пассажирам массу интересных маршрутов для поездки. Любите вишню? По субботам с лиссабонского вокзала Санта-Аполония отправляется специальный поезд к Каштелу-Бранку. Его пассажиров ждет дорога по Вишневому пути с посещением Алконгосты – столицы Вишневого фестиваля, а также исторической деревни Каштелу-Нову. В апреле можно любоваться цветущей вишней, а в мае и июне – лакомиться сочными и сладкими ягодами. 48 евро с взрослого, 27 евро – с ребенка.
В остальные месяцы, когда вишня уже отцвела и съедена, СР придумывает новые маршруты. Например, уже два года подряд осенью отправляются поезда на праздник урожая в край виноделов – на север, к реке Дору. Дегустация вин, экскурсии, песни и танцы, вкусная еда и возможность самому выжать сок из жаркого спелого винограда – за это не жалко 59 евро. Железная дорога обещает, что праздник урожая снова вернется к нам в сентябре 2011 года, поэтому уже можно бронировать места и покупать билеты.
Романтикам по субботам в марте можно ехать на поезде и смотреть, как цветут миндальные деревья, как с них облетают снежно-белые невесомые лепестки. Думать о счастье и легкости бытия, о любви и нежности.
Скептикам и практикам больше подойдет «Исторический поезд»: также по субботам, с июля по октябрь, можно сесть в один из пяти старинных вагонов, которые тащит пыхтящий дымом паровоз, и проехаться по красивейшему маршруту от Регуа до станции Туа. Вы остановитесь в Пиньяу, сможете заглянуть в Винный дом и увидеть отличную коллекцию азулежу.
А для молодых и активных созданы «Поезда приключений». Пешие прогулки по национальным паркам на севере страны или на лодках и велосипедах по Алентежу? Культурная и спортивная программа в природном парке Риа-Формоза в Фару (Алгарве)? Или хотите побегать и попрыгать на «Маршруте Родао» в геопарке Натуртежу? Здесь в течение всего года проходят культурные и спортивные программы, музыкальные вечера, карнавалы и шумные ярмарки.
Такая обширная получается программа – под стук колес и мерное качание удобных вагонов португальской железной дороги. И помните: обочина португальской ж/д – это не «полоса отчуждения», как это называется в России. Это живой мир, чистый, красивый и манящий каждого, кто захочет в него заглянуть.