Российская газета: Как французы Голливуду нос утерли

Восемьдесят четвертая церемония "Оскара" ни разу не отступила от общих ожиданий: все наиболее типичные прогнозы пресс-оракулов сбылись. Для некоторых коллег такая предсказуемость - повод поязвить. На мой взгляд, редкое единодушие в оценках и, стало быть, в ожиданиях - знак качества фильмов-лауреатов. Искусство кино наконец достигло "консенсуса": картины нравятся и широкой публике, и рафинированным снобам.

"Артист" Мишеля Хазанавичуса стал первым в истории иностранным, по всем параметрам, фильмом, который увез главную голливудскую награду. И вторым немым черно-белым фильмом, удостоенным "Оскара" (до сих пор единственным были "Крылья" 1927 года, взявшие Академическую премию на первой церемонии в 1929 году). Ни черно-белое изображение, ни титры вместо звучащего слова, ни мизерный бюджет не помешали ему стать любимцем публики, многократно вернуть затраченные деньги и собрать беспрецедентный урожай мировых кинопремий.

Критики теряются в догадках, они слегка раздражены: не могут понять причин столь безусловного успеха. Причин много, но главная - способность доставить удовольствие. Просто - удовольствие. Качество, практически выведенное современным кино за скобки.

И чтобы зачерпнуть это удовольствие пригоршнями, надо было вернуться к детству кинематографа. Такую попытку, кстати, сделал и Мартин Скорсезе в "Хранителе времени": тоже обратился к истокам кино, к автору первых фантазийных фильмов Жоржу Мельесу. То, что на финишной прямой сошлись именно два таких ностальгических фильма, мне не кажется счастливым совпадением: два наиболее проницательных режиссера разных поколений интуитивно чувствуют авитаминоз современных экранов и пытаются утолить зрительский голод, вернув его от штампованных компьютерных игр к настоящему живому кино.

Триумф "Артиста" дает повод к размышлениям о реальных потребностях массового зрителя. В этой простенькой по сюжету комедии-мелодраме есть, однако, все признаки "артхаусного кино": она, как считалось, "на любителя". В ее способности захватить современную публику так сомневались, что даже Каннский фестиваль, где она впервые прогремела, отважился включить ее в главный конкурс лишь в последний момент, и не рискнул дать ей более весомых наград, чем приз тому же Дюжардену. Следы предубежденности, как мы видели, не рассеялись до сих пор.

Не слишком ли жирно? - упорствуют скептики. Разве нельзя было дать премию за лучший фильм "Артисту", а за режиссуру - допустим, "Хранителю времени", которому с тем же числом "Оскаров" пришлось довольствоваться премиями "второго плана"? Теоретически можно, но тайное голосование не скорректируешь, да и почти не было на "Оскаре" прецедентов, когда "лучший фильм" делал не "лучший режиссер". Что, согласитесь, логично.

Обижаются за Бреда Питта, за Джорджа Клуни, чьи актерские работы хороши, но награда ушла за океан, к Жану Дюжардену. Так ведь Дюжарден в "Артисте" выполнил уникально сложную для современного актера задачу: создал полнокровный, колоритный и увлекательный образ, исключив из актерского арсенала голос и звучащее слово. И сделал это блестяще.

На финишной прямой сошлись два ностальгических фильма

В девятке номинантов главной категории "Лучший фильм" были фильмы, включенные в нее явно "до кучи", и всерьез можно рассматривать лишь "Артиста", "Хранителя времени", "Полночь в Париже" и "Древо жизни". Об этом последнем фильме Терренса Малика стоит сказать особо. Он был главным лауреатом Канна и расколол критическую братию на два враждующих лагеря: разброс оценок - от "гениально!" до "типичная графомания!". Его полностью проигнорировал "Золотой глобус", а "Оскар" включил в число главных номинантов - и все-таки прокатил. Во всех своих предварительных комментариях я тоже инстинктивно обходил эту картину, которую считаю выдающейся. Потому что она выламывается из круга рассматриваемых "Оскаром" произведений - точно так же нельзя сравнивать с земными смертными пришельца из созвездия Альфа Центавра: законы существования разные. В его победу на "Оскаре" не верили даже горячие поклонники: вполне коммерческое шоу никогда не сделает своим главным блюдом философское эссе, выдержанное в музыкальном жанре киносимфонии.

Никто не сомневался и в победе Мерил Стрип. Даже несмотря на слабость фильма "Железная леди", где она с присущим ей мастерством сыграла Маргарет Тэтчер. Потому что она великая актриса, потому что имеет беспрецедентные 17 номинаций - она должна была войти в ряд олимпийцев, и заслуженно в него вошла. Теперь только Кэтрин Хепберн обходит Мерил Стрип по числу "Оскаров" - у нее их четыре.

Ну а сама церемония, надо сказать, не поразила изобретательностью. Ее украсили опять же французы из "Цирк дю солей" и вступительная музыкальная интермедия Билли Кристала, выполненная в жанре мюзикла. Обещанная собачка Угги на сцене появилась только в финале, когда прижималась к ногам Дюжардена. Пришедший, презрев запрет, на церемонию Саша Барон Коэн в костюме генерала-диктатора из его нового "мокументального" фарса "Диктатор" не был показан телекамерами. Все прошло без эксцессов, гладко и во многом формально.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Новости партнеров
Загрузка...
Как попасть в Лондон без визы?
Как попасть в Лондон без визы?