Откуда взялся легион
Про латышский легион Ваффен СС написано много. Историки и политики до сих пор бьются по этому поводу. Латышские официальные историки настаивают, что легионеры однозначно были героями, боровшимися за независимую Латвию против большевистской оккупации.
Историки с противоположной стороны имеют более широкий спектр мнений: от «легионеры – это силой призванные в немецкую армию и одураченные пропагандой люди» до «кровавые убийцы и каратели». Причем, каждая сторона приводит вполне документальные доказательства.
На самом деле было и то, и другое. Были в составе двух латышских дивизий СС и добровольцы шести латышских полицейских батальонов, которые пошли служить по убеждению и натворили немало кровавых дел. Были и «добровольцы» второй волны, когда после разгрома под Сталинградом гитлеровское командование решило пополнить состав своих вооруженных сил свежим пушечным мясом.
Сначала призыв действительно шел на добровольной основе. Молодым латышам как минимум предлагался выбор: либо с винтовкой на фронт, либо – с лопатой на оборонные работы. Но к тому времени латыши уже не слишком верили в скорую победу немецкого оружия и записываться в добровольцы не спешили. Потому к концу 1943 года условия призыва ужесточили. Отказавшихся «добровольно» вступать в легион ждало наказание по всей строгости военного времени.
Короче, к марту 1944 года, по разным подсчетам, латышский легион насчитывал от 110 000 до 140 000 человек. Почему «по разным»? А потому, что в нем состояло множество разнообразных частей: от полицейских карателей и боевых формирований до тыловых и транспортных подразделений.
Боевой путь
В реальные боевые действия две дивизии легиона попали только 16 марта 1944 года. Их бросили для прикрытия дыры в линии фронта в районе города Опочка Псковской области. Бой они проиграли. Остатки латышских дивизий были отведены немцами в тыл.
В принципе, немцы и потом затыкали латышами разные дыры в своих фронтах, используя этот малоценный, с их точки зрения, материал как пушечное мясо. Закончил свой военный путь легион наполовину в Курляндском котле, а наполовину – в зоне американской оккупации. Вторым повезло больше: гостеприимные американцы их не выдали. И потому довольно скоро большинство легионеров-латышей обосновалось в США. Вторые попали под суд Советов. Впрочем, тоже не очень строгий и не слишком пристальный. Тех, кто не был замечен в конкретных карательных операциях, отпустили по домам довольно скоро.
У меня в родне имеются два двоюродных дядьки-латыша, родные братья. Старшего призвали в 41-м в Красную армию, вернулся в войны героическим майором, вся грудь в орденах. Второго – младшего – в 43-м призвали немцы, служил в тыловом обеспечении рядовым. Попал в плен к русским, через полтора года был уже дома. В принципе, советская власть не была строга к латышам, воевавшим в немецкой армии. Со своими власовцами она обходилась на порядок строже.
До 1991 года (до независимости) героями в Латвии считались те, кто служил в Красной армии, а те, кто воевал за немцев – «сделавшими ошибку людьми». После же обретения независимости ситуация перевернулась. Героями вдруг стали те, кто служил у немцев. В 1998 году был придуман официальный государственный праздник – День память легиона СС. В качестве даты его празднования (историки жутко ломали головы) бы принят день 16 марта. Именно в тот день в 1944 году Красная армия разгромила две латышские дивизии под Опочкой в первом же их бою. Звучит смешно, но более «героической» даты в истории латышских легионеров не нашлось.
День Великого поражения 16 марта
Первые официальные праздники 16 марта в Латвии отмечались просто фантастически. К главному монументу страны – памятнику Свободы в центре Риги выходили под государственными флагами старые эсэсовцы при всех своих боевых наградах и в форме со свастиками (сохранили же!). Их бурно приветствовали молодые неофашисты со всей положенной атрибутикой. В рядах эсэсовцев и неофашистов к памятнику Свободы вышагивали действующие министры…
Но акции сии довольно быстро были замечены в Европе. И Латвии, изо всех сил стремившейся в Евросоюз, было строго указано, что «у нас так не принято». Пыл пришлось поумерить. Министры перестали возглавлять колонны демонстраций, свастики с военной формы спороли, гитлеровские медали попрятали под пальто. Однако торжественность мероприятий только возросла.
Сейчас каждый год в Латвии задолго до 16 марта начинается психологическая война. Заявки на пикеты и демонстрации у памятника Свободы подают одновременно и легионеры, и антифашисты – такие у нас тоже есть. Рижская дума их традиционно отклоняет. И те, и другие обращаются в суд, и суд акции разрешает. Полиции в этот день работы много. Строятся мощные ограждения, тысячи полицейских разводят противоборствующие стороны…
Как осквернили веночек
В этом году антифашисты подготовились к 16 марта круто. Они пригласили высоких иностранных гостей-антифашистов: директора Центра Визенталя Эфраима Зуроффа, руководителя Европейского социального форума Германа Дворжака, группу евродепутатов-антифашистов, собрали приличную группу иностранных журналистов... Дело в том, что партия Visu Latvijai, которая много лет организует шествие легионеров, впервые попала в правящую коалицию латвийского Сейма. И скомпрометировать ее в глазах мирового сообщества было бы уж очень полезно.
Нацисты тоже подготовились неплохо. Они провели приличный ребрендинг. Заготовили десятки крупных плакатов на четырех языках (в том числе и на русском!), где нарисовали лозунги, что они осуждают нацизм. Это – для объективов зарубежных телекамер. И все бы прошло для них красиво, если бы ни один инцидент.
За два часа до Марша легионеров к памятнику Свободы подошла группа иностранных антифашистов и возложила к нему венок с траурной лентой «Памяти жертв нацизма». Вот этого уже латвийские нацисты не перенесли. Сразу после ухода антифашистов траурная лента с венка ими была сорвана, а сам веночек был закрыт фанеркой с, как вы думаете – чем? Увеличенным нарукавным шевроном латышского легиона СС.
Дальше получилось еще тупее. К венку снова подошли председатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен и депутат Европарламента Татьяна Жданок и попытались восстановить разоренный венок. Организаторы легионерского марша им стали активно мешать… Вышла отвратительная сцена на виду двух десятков телекамер.
Латвия в ХХI веке
В общем, представители мировых антифашистов уехали из Риги просто в бешенстве, пообещав «поднять на уши» все мировое сообщество. Латвийский антифашистский комитет готовит иск в суд об осквернении памяти жертв нацизма, обещая дойти до ЕСПЧ в Страсбурге. А на прощание иностранным евреям-антифашистам был подарен настенный календарь на 2012 год, который сейчас совершенно официально продается в рижских книжных магазинах. Целиком его можно посмотреть тут. Но одну картинку из этого календаря я воспроизведу.Вот она. Надпись на плакате звучит: «Год красного правления в Латвии».