11 ноября в Польше празднуют День независимости. Дата, оправданнее и историчнее некуда. В этот день, в 1918 г. закончилась Первая мировая война, и Польша снова стала единым и независимым государством. Но такой внушительный исторический фундамент не помешал 11 ноября превратиться в день традиционных шествий околофашистских маргиналов и соответственно в день леволиберальных причитаний, что фашизм не должен пройти.
Польские споры вокруг того, как нужно отмечать ноябрьский праздник, буквально слово в слово повторяют российские, только на неделю позже. Изуродованная советской властью нация никак не может решить, как далеко можно заходить в любви к родине, оставаясь при этом порядочным человеком. Одни твердят, что марширующая с националистическими лозунгами трущобная молодежь – это «здоровые патриотические силы». Другие пугают, что если польский марш не остановить сейчас, то уже завтра они придут к власти и настроят повсюду концлагерей.
Этот спор шел много лет, но шел заочно и поэтому мирно. Гопники в центре Варшавы зиговали под лозунгами «Долой еврейскую оккупацию» и «Польша для поляков». Леволиберальная интеллигенция возмущалась в блогах и газетах, призывая всех людей доброй воли выйти 11 ноября на улицы, чтобы доказать неофашистам, что Варшава не их город.
В этом году антифашистские призывы, наконец, сработали. Воодушевленные успехом на недавних парламентских выборах, самые разные левые организации: от анархистов до феминисток и гей-активистов – решили провести 11 ноября в Варшаве свой митинг. Местом проведения выбрали площадь Конституции, как раз поперек маршрута «Польского марша».
Чтобы еще раз подчеркнуть свою прогрессивность и интернациональность, организаторы антифашистского митинга пригласили в Варшаву несколько сотен профессиональных леваков из Западной Европы. В основном из соседней Германии, но были и датчане, бельгийцы, испанцы. «Польский марш» тоже усилился иностранным контингентом: пройтись по Варшаве приехали сербские и словацкие националисты.
В три часа дня два митинга предсказуемо столкнулись на площади Конституции. Кто первый начал кидаться камнями и петардами – неизвестно. У каждой стороны своя версия. Националисты возмущенно рассказывают, как кто-то из немцев плюнул на польский флаг. Антифашисты говорят об агрессивных ксенофобских выходках марширующих.
Боевой опыт польских футбольных фанатов столкнулся с боевым опытом западноевропейских леваков (своими Польша пока не обзавелась). В результате ранения получили 40 полицейских и 30 гражданских, 14 журналистских машин было разбито, а 210 митингующих попали в полицию, 95 из них – иностранцы, в основном немцы.
Для польских властей столкновение двух демонстраций, естественно, оказалось полной неожиданностью, и они начали запоздало реагировать на произошедшее, только когда все уже успокоилось. Президент Коморовский предложил запретить участникам демонстраций закрывать лица. Премьер Туск не исключает, что Польше вообще придется поменять конституцию, чтобы у властей появилась возможность запрещать особо опасные манифестации. Главный оппозиционер Качиньский в очередной раз рассказал о продажном правительстве, которое довело страну до того, что немцы бьют поляков в центре Варшавы в святой праздник польской независимости.
Хотя избежать жертв и разрушений можно было очень легко без новых запретов, конституционных реформ и закрытия границы с Германией. Просто не надо проводить антифашистских шествий по одному маршруту с фашистскими. Стекол и автомобилей пострадает много, а переубедить все равно никого не получится, скорее, наоборот.
Уничтожить ксенофобию полностью, в принципе, невозможно ни в одной стране мира. Здесь не помогут ни антифашистские марши, ни социальные программы, ни пропаганда. В моноэтничной Польше, где к национальным меньшинствам причисляют себя всего 1,2% населения и почти нет трудовых мигрантов, вообще не должно быть почвы для межнациональных конфликтов. И тем не менее, несколько тысяч трущобных подростков исправно раз в год маршируют по Варшаве с ксенофобскими лозунгами. Так же, как всеобщее благополучие Норвегии не помешало Брейвику убить сотню людей из необъяснимой ненависти к «понаехавшим».
Но ежегодный польский или русский марш еще не означает, что завтра эти гопники придут к власти и начнут этнические чистки. В конце концов, в двухмиллионной Варшаве маршировать пришло всего 7 тысяч человек, включая приезжих. Участников «Русского марша» в 12-миллионной Москве было не сильно больше. Пусть один день в году у них будет одна улица в столице, где они смогут пройтись и выпустить пар под контролем полиции.
Конечно, зрелище будет малоприятное. Но лучше так, чем создавать в обществе атмосферу гражданской войны из-за драки нескольких десятков нациков и леваков, мало отличающихся друг от друга по уровню развития. Есть общественные болезни, которые можно только сдерживать, а вылечить окончательно – пока невозможно.