Человек недели: Джеймс Дайсон

Создатель пылесосов Dyson Джеймс Дайсон стал самым богатым человеком в Великобритании.

Заработав за прошлый год рекордные £1,1 млрд (95 млрд рублей), глава компании по производству пылесосов Dyson Ltd. Джеймс Дайсон стал новым лидером в рейтинге самых богатых людей Великобритании. 

Общее состояние Дайсона составляет на сегодняшний день $13,8 млрд. Это позволило ему занять первую строчку в списке богатейших британцев.

Джеймс Дайсон родился и вырос в провинциальном городке Норфолк на востоке Великобритании в семье преподавателей и священников. Окончив художественную школу, а затем Королевский колледж искусств, в 23 года молодой инженер уже воплотил в жизнь свой первый проект — быстроходное грузовое судно, способное причаливать к необорудованному берегу. 

Следующим его изобретением стала тачка с пластиковым кузовом и шаром вместо колеса. Всё гениальное просто: в отличие от аналогов, тачка, созданная Джеймсом, не зарывалась в рыхлую землю и не царапала предметы металлическими краями.

Для того чтобы построить циклонную установку на заводе по производству таких тележек и тем самым справиться с засорением машины порошковой окраски, Джеймсу пришлось тайком пробраться на ближайшую лесопилку и срисовать конструкцию работавшего там циклона.

Джеймс Дайсон создавал один прототип за другим, не прекращая искать новые источники идей и вдохновения. Иногда поиски длились годами, пока изобретатель не приходил к нужному результату. Переломный момент в жизни инженера наступил в 1979 году, когда Джеймс начал работу над собственным пылесосом, заметив, что его пылесос стал хуже работать из-за того, что мешок в нем забит грязью. 

Идея Дайсона казалась безумной: он хотел создать конструкцию, лишённую недостатков всех остальных пылесосов. Без мешка для сбора мыли. Без потери мощности всасывания. В основу изобретения легла циклонная технология: Дайсон применил в пылесосе принцип работы промышленной циклонной установки, которая с помощью центробежной силы улавливала мелкие частицы порошковой краски. 

Если пропустить через воронку (циклон) быстро вращающийся поток воздуха с мусором, под действием центробежной силы даже самая мелкая пыль осядет у краёв циклона и выпадет в пылесборник.

На протяжении пяти лет Джеймс совершенствовал конструкцию своего изобретения. Джеймсу пришлось брать в долг крупные суммы денег и заложить дом. Большую поддержку Джеймсу оказывала его жена, Дирдре. Супруга Джеймса занялась разведением цыплят, выращиванием овощей, а также организовала занятия по рисованию, что помогло семье продержаться. Дирдре также рисовала сама и продала несколько акварелей, но доходы от них были небольшими.

Когда годы разработок и испытаний увенчались успехом, Дайсон попытался продать свою идею крупнейшим мировым производителям, но везде получил отказ: крупные корпорации боялись рисковать, внедряя новую технологию, и не хотели терять прибыль от продажи расходных материалов. 

Наконец, японская компания Apex Inc. заключила соглашение с Джеймсом и в 1986 году запустила в производство пылесос G-Force, названный так в честь гравитации. Эта модель быстро завоевала популярность и уже в 1991 году получила приз на Международной дизайнерской выставке в Японии.

Несмотря на стремительный финансовый успех, Джеймс не прекратил работу над своим детищем. На деньги, полученные от продаж G-Force, он основал компанию Dyson, а затем открыл в Котсволдсе (Великобритания) собственный исследовательский центр и завод. 

В результате новой серии инженерных изысканий в 1993 году увидел свет первый пылесос под брендом Dyson — DC01, который уже через четыре года сделал компанию лидером на британском рынке. В Dyson DC01 Джеймс впервые применил технологию Dual Cyclone™. Это значит, что в новых пылесосах был уже не один, а два циклона разного размера, что позволяло улавливать ещё более мелкие частицы пыли.

В 2000 году была создана стиральная машина Dyson Contrarotator с двумя барабанами, вращающимися в разных направлениях. Такая необычная конструкция имитировала движения ручной стирки и удаляла грязь с одежды намного быстрее аналогов.

В 2001 году инженеры Dyson разработали «умные очки» Dyson Halo. Они подключались к карманному компьютеру и были оснащены камерой, микрофоном и цветным дисплеем, дополняющим реальную картинку. Очки Dyson Halo работали как средство связи, могли распознавать голосовые и визуальные команды или использоваться вместо монитора компьютера.

Дух новаторства повёл Джеймса Дайсона и его компанию ещё дальше. Следующим революционным изобретением Джеймса в 2004 году стал новый, более мощный и компактный электродвигатель DDM, который позволил серьезно расширить линейку товаров. 

В 2006 году на базе двигателя DDM были разработаны сушилки Dyson Airblade™, которые теперь так часто можно увидеть в ресторанах и торговых центрах. Эти устройства выпускают из узких щелей потоки воздуха со скоростью 690 км/ч, которые буквально «срезают» воду с рук, полностью высушивая их всего за 10–12 секунд.

Спустя три года появились вентиляторы Air Multiplier™. В отличие от других вентиляторов, у них не было лопастей. Эта модель принесла компании Dyson премию за лучший дизайн Red Dot Award Best of the Best. Дело в том, что эти вентиляторы легко чистятся, занимают мало места и совершенно безопасны для детей. Кроме того, благодаря особому аэродинамическому профилю вентиляторы Dyson распределяют воздух быстро и равномерно по всему помещению.

С каждым новым успехом Джеймс увеличивал вложения в свой исследовательский центр. Так, например, из 448 миллионов фунтов стерлингов прибыли, полученной компанией в 2015 году, 206 миллионов были инвестированы в научно-исследовательские разработки. В 2002 году Джеймс Дайсон основал собственный благотворительный фонд и учредил премию для молодых талантливых изобретателей.

Собственно, сам центр за эти годы также сильно изменился. В 2001 году компания открыла собственную микробиологическую лабораторию. Dyson располагает собственным штатом научных сотрудников, которые тщательно изучают аллергены, исследуют условия появления вредных для здоровья микроорганизмов и в сотрудничестве с инженерами разрабатывают эффективные способы их удаления.

В 2016 году компания открыла новый технологический центр в графстве Уилтшир (Великобритания). Сейчас в нём ведутся 200 проектов и 50 исследовательских программ совместно с 40 университетами из разных стран мира. А в 2017 году заработал новый технологический центр Dyson в Сингапуре с собственной производственной площадкой и лабораториями, оснащёнными по самым высоким стандартам.

В сентябре 2017 года Джеймс Дайсон открыл Технологический институт Dyson в Малмсбери, чтобы предложить самым талантливым и перспективным инженерам достойную альтернативу традиционному университетскому образованию. 

По словам Джеймса, его компания приступила к разработке автомобиля на электрических батареях, который будет представлен широкой аудитории в 2020 году. Причиной возникновения проекта стало постоянно увеличивающийся объем выхлопных газов, от которого, согласно исследованию Королевского Колледжа Лондона, ежегодно погибает около 9 500 британцев. В официальном письме о начатом производстве электрокара Дайсон заявил: «Наш долг – найти решение, чтобы снизить влияние самого губительного воздействия на окружающую среду. С нетерпением жду момента, когда смогу представить вам нечто уникальное и лучшее в своем роде!». 

Сейчас Джеймс Дайсон продолжает активно работать и создавать новые технологические решения вместе с другими инженерами и учёными, продолжая придерживаться сформированного им же правила: «Дизайн — это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает».

Сын Джеймса Джейк пошёл по стопам отца и тоже стал изобретателем, в то время как другой сын выбрал карьеру музыканта, а дочь занялась дизайном одежды. У Джейка ещё в детстве появилось прозвище Техно. Его увлечение промышленным дизайном началось в 14 лет, когда друг семьи научил его работать на фрезере и токарном станке. Впоследствии Джейк создал собственный бизнес по дизайну и производству осветительных приборов, а в 2015 году вместе со своей командой присоединился к компании отца.

В Dyson работают более 3500 инженеров. Их средний возраст составляет 26 лет.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?