Кирилл Рожков, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» рассказал, что тренды рынка туризма в 2023 году будут определять несколько ключевых факторов.
На въездной туризм будут, в первую очередь, влиять санитарная обстановка в Китае, а также геополитическая ситуация в целом. Если продолжится снятие антиковидных ограничений, то поток туристов из Китая вырастет. Однако не факт, что в той же пропорции вырастут доходы от въездного туризма, так как доковидные схемы обслуживания китайских гостей были построены на минимальном участии россиян.
Рост внутреннего туризма будет зависеть от темпов создания новых курортов, уровня сервиса в сочетании с ценами, опыта путешествий по стране прошлого года (в том числе, негативного) и реальные доходы населения. «Ленивые» путешественники будут выбирать между курортами популярными, но переполненными, и новыми, но еще не раскрученными.
Будет расти культурно-познавательный туризм. Но поездки будут короткими по времени (в пределах трех дней) и по расстояниям (свой или соседний регион). Здесь также имеет значение раскрутка новых направлений.
Потенциал для внутреннего туризма по малым историческим городам в нашей стране – огромный.
Появляется надежда, что малые исторические города, которые исторически связаны с производством и продажей льна, но сейчас находятся на обочине туристических маршрутов обретут новое дыхание в рамках развития зонтичного бренда «Льняная дорога».
Цены снижаться не будут.
На географию туристических поездок будет сильно влиять геополитика. Турция, ОАЭ, Египет – направления для массового туриста. А для более обеспеченных россиян Таиланд и Шри-Ланка останутся важнейшими точками назначения.
Можно ожидать рост турпотоков в Киргизию, Армению, Казахстан, Азербайджан, Грузию.