Необходимость в постоянном развитии очевидна, но не все готовы «выключиться» из рабочего процесса или переехать на новое место на время получения образования. Именно поэтому все больше и больше людей в России и во всем миру выбирают онлайн-образование.
Преимущества данной формы обучения очевидны. Среди несомненных «плюсов» - возможность взаимодействовать с учебными материалами в тот момент, когда это удобно, непрерывная связь с группой и преподавателем, отсутствие необходимости приходить в аудиторию. Однако бума дистанционного образования мы не наблюдаем. Почему?
Первая причина – отсутствие элементарных навыков работы с интернет-ресурсами. В России банально не хватает персональных компьютеров и курсов компьютерной грамотности.
Вторая причина – в законодательной базе. Правовой статус такой формы обучения впервые был описан в России только в 1995 году в Концепции создания и развития дистанционного образования. Необходимо отметить, что регулирование образовательной сферы в России и на Западе отличаются коренным образом.
Связано это, прежде всего, с тем, что в нашей стране превалируют государственные учебные заведения, а на Западе – частные. Как следствие, регулирование на Западе – рыночное, а у нас оно формируется в результате законодательных инициатив профильных государственных учреждений. К счастью, сейчас появляются прецеденты для модификации законодательной базы и совершенствования образовательной среды.
Третья причина – ментальная. В России к учебе онлайн пока относятся с недоверием и не считают в полной мере полноценным образованием. Предлагая онлайн-курсы, многие вузы до сих пор требуют, чтобы на сдаче экзаменов студенты присутствовали лично. Вместе с тем, в Европе и Америке многие студенты учатся именно в онлайн-режиме, а ведущие вузы мира – Кембридж, Оксфорд, Гарвард – предлагают все больше учебных интернет-программ.
На Западе развитие онлайн-образования продолжается уже давно и находит широкую поддержку у государства и бизнеса. Так, крупнейший европейский вуз - Открытый университет (Великобритания) - был создан по инициативе королевы в конце 60-х годов. На данный момент в нем учатся более 200 000 человек.
Появление большого числа онлайн-вузов в Европе и Америке, рост числа студентов, которые выбирают именно эту форму обучения, мотивировал представителей учебных заведений объединяться в организации, лоббирующие развитие системы дистанционного образования в мире. Среди них - Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU), Международный совет открытого и дистанционного обучения (ИСВЕ) и многие другие.
Что же позволяет смотреть на будущее онлайн образования в России с оптимизмом?
«Очевидно, что рынок онлайн образования в России незрелый, однако я бы не считал это минусом или поводом для пессимизма. Такая ситуация – скорее потенциал для бурного развития. Более того, у нас есть возможность не повторять ошибки коллег и перенять ценный опыт» - говорит основатель образовательной онлайн-платформы UNIWEB Александр Оганов.
Сейчас онлайн-обучение претерпело существенные изменения. Если раньше это были обычные записи лекций, то теперь над учебным курсом трудится профессиональная команда режиссеров, операторов, появились новые специальности, такие как методист дистанционного обучения и педагогический дизайер. Европа и Америка прошли этот путь за десятилетия, Россия же получила возможность сразу пользоваться готовыми наработками и достижениями и их совершенствовать.
Есть и еще одно коренное отличие. На Западе дистанционная форма образования стала развиваться из-за высокой конкуренции за слушателей. Вузы, неспособные обеспечить себе набор в традиционные группы, стали осваивать новые рынки, завлекая студентов, не готовых учиться «обычным» способом.
То есть первыми дистанционным образованием занимались «слабые» учебные заведения, у лидеров не было необходимости расширять круг студентов – они и так получали лучшие умы в свои аудитории. И только позже обучение в новой форме стали предлагать вузы с известными брендами.
В России ситуация обратная – дистанционные формы обучения первыми осваивают передовые вузы, предлагая изучать в этой форме наиболее востребованные, современные специальности. Одним из стимуляторов роста популярности образования именно в онлайн формате стал интерес широкой аудитории к получению бизнес-образования. Высокая стоимость программ в офлайн-формате мотивировала делать выбор в пользу онлайн-аналога. Запрос на качественные программы без отрыва от работы нашел отклик у Российских вузов.
«Мы можем сказать, что интерес к онлайн-образованию в России растет. За четыре года существования проекта UNIWEB наши программы прошли около 5000 человек. Мы сотрудничаем с ИБДА, МГИМО, РМОУ, МШЭ МГУ, МВШСЭН, ФФБ РАНХиГС и еще 10 академическими партнерами, и ведем переговоры с другими учебными заведениями России. Недавно запустили программу интегрированного МВА совместно с ИБДА РАНХ и ГС. Это первая программа МВА от классической ведущей бизнес-школы, которая реализуется в смешанном формате» - рассказывает Александр Оганов, руководитель проекта Uniweb.ru.
Большинство курсов в России направлено на людей, уже получивших высшее образование. В мире уже появляются не только онлайн-вузы, но и онлайн-школы. Правительство, в свою очередь, только работает над проектами документов, которые регламентируют данную сферу. Однако уже тысячи россиян делают выбор в пользу получения образования в онлайн-режиме и их число постоянно растет.
«На нашем ресурсе мы объединяем программы, которые ориентированы на широкую аудиторию гуманитарного и экономического профилей. Мы обучаем специалистов по связям с общественностью, менеджеров, логистов и представителей других профессий. Мы считаем, что наша задача как учебного онлайн-ресурса – адаптировать информацию по образовательному курсу любого профиля и сложности для интернет-формата, чтобы пользователю было удобнообучаться независимо от того, в какой отрасли он хочет развиваться», - говорит Александр Оганов.
Сможет ли российское онлайн-образование конкурировать с западным? Ведь у интернета нет границ, и даже иностранный язык перестает быть проблемой с развитием онлайн-переводчиков. Ответ – да. Разумеется, спрос на западное образование был, есть и будет. Однако актуальным остается вопрос локализации и применимости учебных программ.
Логично, что вузы ориентируются на запросы местного рынка, таким образом практическая часть курса от иностранного вуза в России в большей степени останется бесполезной. Таким образом, в России есть все предпосылки для взрывного развития качественного дистанционного образования.