Четыре лиссабонских лифта на небеса

29 июля 2013 года, 10:59

Тем, кто считает, что Москва построена на семи холмах, стоит наведаться в Лиссабон. Этот город тоже стоит на семи холмах, но в отличие от равнинной Москвы его рельеф напоминает гигантскую стиральную доску, об которую гарантированно собъет ноги пешеход, обломает педали велосипедист, и даже владельцы авто вынуждены расширять свои водительские навыки, штурмуя крутые горки лиссабонских улиц.

Алексей Самойлович

имя: Алексей Самойлович

Алексей работает в журналистике уже больше 15 лет. Среди всех стран и краев света он больше всего ценит Португалию - маленькую и уютную, на самом западном берегу Евразии. Только сейчас мы начали по-настоящему узнавать эту страну с великой историей и не менее интересным настоящим, и во многом это заслуга Алексея Самойловича. Вперед, сквозь время и тысячи километров.

Тем не менее, сложному рельефу португальской столицы можно и нужно сказать спасибо: благодаря перепадам высот в городе появился такой уникальный вид транспорта как подъемники (elevadores, или ascensores). Уже больше века они перевозят вверх-вниз и лиссабонцев, и радостных туристов, а образ этих уникальных транспортных объектов неразрывно связан с обликом португальской столицы.

Вот он, карабкается в горку по рельсам - небольшой желтый подъемник, похожий на старый лиссабонский трамвай. С непривычки их часто путают, но стоит сравнить их в профиль, и разница становится очевидна. Подъемник создан для езды в гору: его сиденья и стены вертикальны, а днище параллельно склону холма, поэтому кажется, что на желтый лиссабонский трамвай нажал ладонью какой-то великан, перекосил его, да так и оставил.

Сейчас в Лиссабоне перевозят пассажиров четыре подъемника. Самый молодой из ныне существующих, Ascensor da Bica, был построен в 1892 году по проекту португальского инженера Рауля Меснера дю Понсара: он родился в Порту, учился в Коимбре математике и философии, а во Франции - инженерному делу.

В основу механизма лиссабонского подъемника была заложена идея водного баланса: опускаясь, механизм заполнял водой емкость на крыше здания. Обратно ascensor da Bica поднимался под действием силы тяжести, действующей на массу этой воды. Сейчас, конечно, этот водяной «вечный двигатель» не функционирует: в 1896 году на подъемнике был установлен паровой механизм, в 1914 - электрический. Подъемник вмещает 23 пассажиров, число сидячих мест - всего 9.

Ascensor da Bica считается самым живописным благодаря близости к водам реки Тежу и интересным архитектурным зданиям. В своей нижней точке Bica стартует неподалеку от вокзала Кайш-ду-Содре, и привозит пассажиров прямо к тусовочному району Байру Алту. В будни трамвайчик-подъемник трудится с 7.00 до 21.00, а в выходные - с 9.00.

Еще больше знаменит Elevador da Gloria, открывшийся 24 октября 1885 года. Его создателем также стал Рауль Меснер дю Понсар, на тех же инженерных принципах. В подъемнике Глория пассажирские скамейки расположены спиной к окнам. Интересный факт: до самого конца XIX века по ночам салон подъемника освещался свечами.

Вы можете сесть в Elevador da Gloria в самом центре Лиссабона, рядом с площадью Решторадореш и дворцом Фож. Всего за несколько минут вас доставят на самую верхушку мира, к обзорной площадке Сан-Педру-де-Алкантара. С нее открывается самый завораживающий и картинный вид на центр Лиссабона. Также, доехав наверх, вы оказываетесь на стыке нескольких популярных районов: Байру Алту, Шиаду и Принсипи Реал.

В будние дни подъемник Глория работает с 7.00 до 24.00, а по пятницам и субботам даже дольше - до 0.30. Зато по воскресеньям и праздникам трамвайчик отсыпается, начиная работу только в 9.00.

Аscensor do Lavra - старейший в Лиссабоне, он был открыт 19 апреля 1884 года. Как и его более молодые товарищи, он был построен Раулем Меснером дю Понсаром. Изначально подъемник Лавра приводился в движение кинетической энергией поднятой воды, но с 1915 года он питается исключительно электричеством. В него можно сесть неподалеку от площади Решторадореш и авениды де Либердад.

Удобный вагончик, рассчитанный на 42 пассажиров, довезет вас наверх к весьма живописной части Лиссабона - в числе прочего, обратите внимание на сад Торел. Подъемник работает каждый день с 7.00 до 21.00, в выходные - с 9.00.

И пускай говорят, что ascensor do Lavra - самый неизвестный из своих собратьев. Он не менее красив и экзотичен: недаром ведь все три творения дю Понсара в 2002 году вошли в список национальных памятников.

Сейчас нам пришла пора помахать рукой желтеньким трудягам, день за днем поднимающим туристов и горожан на крутые лиссабонские горы, и поспешить навстречу четвертому лиссабонскому подъемнику, самому знаменитому из всех - лифту elevador de Santa Justa, также известному как лифт Карму.

В отличие от предыдущих трех объектов это настоящий лифт. Он расположился неподалеку от площади Руссиу, в паутине улочек района Байша. Нередко приходится слышать, что лифт Санта-Жушта построен по проекту знаменитого француза Густава Эйфеля (или как минимум его учеником), однако это не так: elevador de Santa Justa создан все тем же Раулем Меснером дю Понсаром. Он жил во Франции, там же учился инженерному делу, и был современником Густава Эйфеля, однако этого недостаточно, чтобы приписывать авторство создателю парижской башни.

Лифт высотой 45 метров полностью построен из кованого железа. Его элегантные неоготические элементы создают ощущение легкости и воздушности, и сфотографироваться на фоне этой витой башни - одна из главных задач любого туриста в Лиссабоне.

Пассажирские кабины, отделанные полированным дубом и блестящей латунью, вмещают по 20 пассажиров, и довозят вас на самый верх, к развалинам монастыря Карму и району Шиаду. Но прежде чем покинуть гостеприимную башню лифта, обязательно поднимитесь на смотровую площадку на крыше. С нее открывается поразительный вид на город, на реку, черепичные крыши и район Байша, иногда называемый Помбалина - в честь маркиза Помбала, восстановившего эту часть Лиссабона после разрушительного землетрясения 1755 года.

Лифт Санта Жушта работает с 7.00 до 22.00, летом - до 23.00.

Интересно, что подъемники - не только особенность Лиссабона. Огромной популярностью пользуются трамвайчики-лифты и в других городах Португалии: Браге, Порту, Фуншале и Назаре. Не упустите случая прокатиться. Выглянуть в окошко, за которым проплывают стены домов - так близко, что их можно достать рукой. Вдохнуть запах полированного столетнего дерева и почувствовать ту спокойную уверенность португальской столицы - уверенность в том, что именно здесь, на берегу полноводной реки Тежу находится самый красивый и гостеприимный город на планете.

Подписка на Euromag

7 переоцененных мест Португалии 12 апреля 2017, 15:00

7 переоцененных мест Португалии

Нужно сказать, что я начинал работу над этой статьей с большой опаской. Сам придумал тему и сам решил ее развить, но оказалось, что писать плохо о португальских...

Вокруг Лиссабона на четырех колесах 5 апреля 2017, 12:57

Вокруг Лиссабона на четырех колесах

Лиссабон по праву считается лучшим городом Португалии для отдыха. Все в нем прекрасно: и улицы, и магазины, и ночная жизнь, и этот особый лиссабонский свет солнца, какого нет...

Португалия vs Испания: война и мир по-иберийски 20 февраля 2017, 12:54

Португалия vs Испания: война и мир по-иберийски

В среде людей думающих и интересующихся нередко возникает вопрос: как португальцы относятся к испанцам? Некоторые путешественники даже не советуют ехать в Португалию на...

Западный край земли 30 января 2017, 12:49

Западный край земли

Кабо-да-Рока – самое знаменитое место Португалии. Конечно, про Лиссабон или Синтру люди слышали чаще, но все-таки самая западная точка континента – это не просто...